Парадоксальная геометрия пейзажа Поделиться
Франциско Инфанте-Арана — имя этого российского художника с испанскими корнями стало нарицательным. Его называют одним из пионеров отечественного постмодернизма, кинетического искусства и лэнд-арта. Впрочем, творчество Инфанте шире искусствоведческих клише, но его авторский метод — встраивать в естественный пейзаж неожиданные геометрические «артефакты» — всегда узнаваем. Недавно Франциско исполнилось 80 лет. Вместе с супругой Нонной Горюновой, которая работает вместе с мужем не один десяток лет, он отметил дату новой выставкой в РОСИЗО. Она получила название «Вертикальное положение».
«Для нас искусство было способом сохранять вертикальное положение» — этими словами, выложенными из зеркальной фольги, начинается выставка Франциско Инфанте-Арана и его супруги Нонны Горюновой в Петроверигском переулке. Зная биографию художника, легко понять, что это не просто метафора.
Франциско с юных лет видел мир по-своему и занимался тем, что по душе, но это видение не укладывалось в советский официальный формат. Он, как и многие нонконформисты, подрабатывал время от времени иллюстрацией, но чаще был в свободном плавании, за что пару раз обвинялся в тунеядстве (а за это могли и посадить). Хотя сложно найти более увлеченного трудоголика в искусстве, чем Инфанте-Арана. Франциско — человек контрастов, как и его творчество; с одной стороны — чудаковатый интроверт, но с очень кипучим темпераментом.
Его характер хорошо иллюстрирует легендарный эпизод с проектом кинетического освещения, который художник разработал в 1968 году для мастерской главного архитектора Москвы того времени Михаила Посохина. Согласно идее Инфанте-Арана башни Кремля и храм Василия Блаженного должны были подсвечиваться в ритме фуги Баха и озвучиваться электронной музыкой. Революционный, первый в своем роде проект кинетической подсветки Франциско испортил сам, когда увидел, что под ним подписались еще с десяток людей (от главного архитектора до секретаря парторганизации), — он запутал провода, и макет не включился на просмотре.
К тому моменту у выпускника Строгановки был уже серьезный опыт в высокохудожественной кинетике. В 1962 году, только поступив в институт, он стал участником арт-группы «Движение», основанной Львом Нусбергом. С ее появления собственно и начинается история кинетического искусства в СССР. А в 1970-м уже сам организовал группу художников-инженеров «Арго». Кстати, одна из кинетических работ Инфанте-Арана засветилась в фильме «Служебный роман»: в квартире Юрия Самохвалова тот хвастается им перед начальницей — «мымрой». Параллельно с кинетическими проектами Инфанте-Арана создавал пространственные инсталляции на природе. Свои «вкрапления» в естественный пейзаж он называет «артефактами». Именно их он и показывает на выставке в РОСИЗО.
Перед нами виды на море, горы или небо, куда встраивается неожиданная геометрия, превращая обычный пейзаж в парадоксальный. Вот, например, острая скала на фоне моря. А на ней зеркальные волнистые линии, устремленные от горизонта вверх так, что кажется, что море продолжается в твердом камне и он становится текучим, как вода. И это не фотомонтаж. Художник сначала нарисовал подробнейший эскиз-раскадровку с комментариями. Потом вырезал из фольги линии-волны. Затем несколько часов кряду вместе с супругой приклеивал их на скалу, чтобы сделать сотни кадров и выбрать из них лучший. Первый зал представляет как раз эскизы и документацию создания «артефактов» — метод работы художника. В следующих мы уже изучаем результаты — более ста работ, созданных за полвека в разных уголках земли.
Супрематические коллажи, выложенные на снегу. Разноцветные линии, стремящиеся к морю, словно авангардный дождь. Зимние голые кусты, стволы которых обмотаны фольгой так, что превращаются в знаки: круг, квадрат, треугольник. Одна из таких серий называется «Сквозь время». Она была создана в 2002 году в итальянском регионе Лигурия. Перед нами камни или стены древних зданий, которые будто бы пронзают линии — желтые, фиолетовые, красные. В природном или историческом пространстве художник высвечивает неявные связи. Этот цикл, который давно не показывался, занял самый большой зал, став основным акцентом выставки.
Здесь мы совершаем путешествие сквозь время, пространство и реальность, обнаруживая вокруг бесконечные структуры геометрических форм. Соединяя абстракцию и минимализм с реальным пейзажем, художник открывает для себя и зрителя феномен бесконечности, которую можно обнажить не только в далеком космосе, но и рядом с собой. Это ощущение бесконечности мира и желание безустанно исследовать его «струны», препарировать с инженерной точностью, как признается автор, помогало ему всю жизнь «сохранять вертикальное положение».