Театр сатиры готовится к сотому сезону Поделиться
1 октября Театр сатиры откроет свой сотый сезон. Именно в этот день век назад и родился этот коллектив. Его нынешний худрук Сергей Газаров заверил, что хочет следовать славной истории, когда на сцену выходили Татьяна Пельтцер, Георгий Менглет, Ольга Аросева, Андрей Миронов, Вера Васильева… Во второе столетие пообещал взять всех.
«Переходя во второе столетие, естественно, подводишь итоги, — говорит Сергей Газаров. — Ни один эпизод из минувшего столетия я не хотел бы оставлять в стороне. Мы всех берем в следующее столетие».
Прошел год с того момента, как президент Театра сатиры Александр Ширвиндт разрезал ленточку на детской сцене на Спортивной, где будут идти спектакли только для юной аудитории. До Нового года там состоятся две премьеры. В труппе более 120 артистов, и надо дать каждому возможность проявить себя. «Артист должен работать, а детские спектакли — тяжелый продукт, — говорит худрук. — Тем не менее в двух премьерах, а это «Коза Луиза» и цифровая «Дюймовочка», участвуют наши народные артисты. Ветераны дерутся за роли». «Дюймовочку» «оцифровали», поскольку, по словам Газарова, детей без гаджетов сегодня не бывает, и они их держат вместо соски. Продолжается работа над программой «Классика в современном прочтении», старт которой дал лермонтовский «Маскарад». В классике найдут новый срез и необычные оттенки, а для ее воплощения задействуют оркестр.
У театра четыре сцены. Одну из них — «Прогресс» — ждет реконструкция. Два года потребовалось на разработку новой концепции (ее автором стал художник Евгений Митта), последующие экспертизы, расчеты, согласования. Скоро механизм будет запущен. Ждут перемены и основное здание на Триумфальной площади. Когда-то там располагался конный цирк Никитиных. Его купол сохранился и тоже будет обновлен. Старое соединят с новым — появится медиафасад.
В ближайшее время нас ждет премьера «Ивана Васильевича» по пьесе Михаила Булгакова в постановке Сергея Газарова, создававшаяся для этого театра. Шли репетиции, но спектакль так и не сыграли. «Мы решили вернуть его театру, — сказал Газаров.— Очень необычная история у нас получилась, и во многом благодаря художнику-постановщику Владимиру Арефьеву». Обещают, что все будет не так, как в знаменитом фильме Леонида Гайдая, но сравнения неизбежны. Роль царя сыграет Юрий Васильев, который служит в театре с 1976 года. «Я счастливый человек, — говорит он. — Меня приглашали в шесть московских театров, а я выбрал Театр сатиры. Мой выбор оказался верным. Ничего бы не хотел менять в своей жизни. Я работал с Валентином Плучеком, в «золотой век» нашего театра, когда на сцену выходили Папанов, Миронов, Мишулин, Аросева. Помню времена, когда зрители ночью жгли костры, чтобы утром первыми получить два билета на спектакль. Я работал с разными режиссерами, вплоть до Антуана Витеза. Когда только пришел в театр, у меня было 34 спектакля в месяц, участвовал в массовке. Потом я работал под руководством Александра Анатольевича Ширвиндта. Он на меня так орал, что я сказал: «На меня так папа не кричал, как вы». На что он ответил: «Спросите у моих домашних. Я кричу только на тех, кого люблю».
Еще одна премьера — «Пигмалион» в постановке режиссера и художника Виктора Крамера. В апреле планируется «Севильский цирюльник» Бомарше. Его поставит Юрий Муравицкий, от которого ждут «вольного хождения в собственной фантазии». Еще до принятия окончательного решения о возможности постановки этой пьесы у Газарова состоялся диалог с Ширвиндтом: «А не замахнуться ли нам на «Фигаро»? — «Без Андрюши (Миронова. — С.Х.) это невозможно». Посмотрим, кто был прав.
Накануне сотого сезона Ширвиндт был склонен к философствованию: «Когда долго живешь, то думаешь: зачем? Но выхода нет, раз ты родился. Надо как-то приспосабливаться. Идет повсеместный процесс ухода мастеров, и он все убыстряется. Надежда одна — сопротивляться ощущению того, что все уже было. Мы проживаем жизни и не помним, что нужно жить сегодня». Александр Анатольевич заговорил о том, что надо сопротивляться монотонности пропаганды, которая сродни пошлости, поскольку деформирует великие понятия «Родина» и «патриотизм». Он вспоминал старую Москву, дом, в котором родился, школу, куда ходили дети вождей, и их не подвозили на машине, а высаживали, не доезжая до места. Ширвиндт вспоминал легендарный кинотеатр повторного фильма: «Мы сбегали с занятий с одноклассниками, чтобы попасть в 8.30 на сеанс «Танкера «Дербент». Я его знаю наизусть до сих пор. Посмотрев фильм, мы съедали на бульваре бутерброд и шли на 11-часовой показ «Танкера «Дербент» в «Художественный». Москва, о которой вспоминал Ширвиндт, с ее фруктовыми магазинами, ливерной колбасой, исчезнувшими домами, безвозвратно ушла. Театр сатиры он называет малой родиной. В юбилейном сезоне мэтр готовится к гастролям в Узбекистане, где отметит 50-летие со дня своего давнего посещения этой прекрасной республики. А «Ивана Васильевича» покажут в Санкт-Петербурге.