На выставке графики можно увидеть более 70 работ из 17 частных коллекций Поделиться
Жан Энгр, Карл Брюллов, Орест Кипренский — признанные живописцы XIX века и не менее талантливые акварелисты и рисовальщики, работавшие в тени собственных шедевров. Так уж вышло, что графика всегда была на втором плане, развиваясь без должного внимания публики. Более 70 предметов из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга, которые представлены в музее Тропинина, восполняют этот пробел.
Первый зал экспозиции посвящен русским художникам, среди которых были как великие классики, так и любители, портретисты и пейзажисты, люди свободные и крепостные. Многообразие работ подсвечивает стиль каждого в отдельности и в то же время подтверждает богатство культуры XIX века в целом. А «стена почета», названная так самими сотрудниками музея, и вовсе увешана жемчужинами частных коллекций графики. В портрете А.В. Адлерберга кисти Владимира Гау, образе великого князя Константина Николаевича, созданном Петром Соколовым, портрете неаполитанской королевы Марии-Изабель работы Александра Брюллова и других акварелях можно заметить общее. Это отсутствие яркости и сложных образов, отказ от границ и некая незаконченность, все то, что стало изюминкой техники и в то же время причиной ее недооцененности.
«В XIX веке написать полноценную картину стоило от 1000 рублей — на эти деньги в то время можно было купить пять крепостных или пять очень хороших лошадей. Акварельный портрет же был более доступен», — рассказывает сотрудник музея Екатерина Архипова.
Вместе с тем мастерство исполнения ничуть не страдало. Представленный на выставке портрет княгини А.И.Лопухиной, созданный Карлом Брюлловым — прямое тому доказательство. Парящий, будто в дымке, образ молодой женщины не отягощен ни цветом, ни фактурой. А в каждой складке платья виден след художественного таланта. Рядом поместили фигуру Франциска I, изображенную Александром Брюлловым. Массивный верх и тонкие, изящные ноги неаполитанского короля — интересные детали, отмеченные художником, всю жизнь творившим в тени славы своего младшего брата. Так задумано: соседство работ позволяет нам сравнивать и делать собственные выводы.
Бумага, угольный карандаш и чернила — все что понадобилось рисовальщику Александру Орловскому, чтобы создать собрание графики, интересной не только для любителей искусства, но и этнографов. Во время военных экспедиций художник в деталях зарисовывал все, что привлекало его внимание. Часто на бумаге оказывались представители местного населения — некоторые работы, конечно же, представлены и в музее. Деловито подбоченившись смотрит на нас шляхтич, взирает в даль, сидящий на коне киргиз, а рядом поправляет седло башкир — их военные костюмы стали отображением традиций, давно отошедших в прошлое.
Еще один кусочек эпохи — ее архитектура, не оставшаяся без внимания рисовальщиков. Особый интерес представляет изображение уничтоженного во время Второй мировой войны Английского дворца в Петергофе. Запечатлев здание при помощи туши, мела и угля, Степан Галактионов, сам того не подозревая, оставил следующим поколениям не стираемую память о том, что уже давно стерто с лица земли. Изображения городской жизни в графике есть и во втором выставочном зале, посвященном работам зарубежных мастеров. Однако уже на входе внимание привлекают снова портреты, но уже авторства бельгийского художника Мишеля Стапло. Неизвестно — знакомы ли изображенные дама и офицер, однако схожий задний план и одна цветовая гамма заставляют задуматься, не семейные ли это портреты.
Найти работу классика французской живописи Жана Энгра не так просто. Скромный по размерам черно-белый портрет не слишком заметен, однако тонко выполненная работа и громкое имя делают работу любопытной. «Произведений Энгра не так много в музейных коллекциях России, и в частных коллекциях тоже мало. Сама редкость этой вещи и придает ей значимости», — объясняет Екатерина Архипова.