«Предлагаемые обстоятельства» получили главный приз Поделиться
Лучшим фильмом национального конкурса 33-го фестиваля «Послание к Человеку» стала документальная картина «Предлагаемые обстоятельства» выпускника школы Марины Разбежкиной Никиты Ефимова. Она — о приходе и скором уходе из театра «Современник» режиссера Виктора Рыжакова. Многие кинематографисты после просмотра испытали к нему сострадание, как к малому ребенку. Так и хочется погладить по головке.
Никита Ефимов уже получал на «Послании к Человеку» спецприз за дебютный фильм «Добрые души». Его новая картина на фоне не менее сильных работ поразила жюри и коллег. А начинается она с новостных репортажей о смерти Галины Волчек, 48 лет руководившей «Современником». Скорбные лица, слова прощания… Но театр продолжает жить в привычном ритме. Зрители придут на спектакль «Три сестры», а труппе очень скоро представят нового главного режиссера, что сразу же вызовет протест. Виктор Рыжаков признается, что трясется от страха как заяц. Попытки сближения с коллективом не очень успешны. Внезапно уходит из театра проработавший там 36 лет Сергей Гармаш, потому как не видит перспектив.
И опять жизнь продолжается, идут репетиции современной пьесы о разладе в семье. Марина Неелова играет роль матери и постоянно спорит с Рыжаковым по поводу роли и текста, который ей не очень нравится. «Для того чтобы понять, иногда нужно спорить, — говорит она. — Я должна понять башкой. Она у меня пока есть. Я не могу сделать то, чего я не понимаю». Судя по откликам, людям, далеким от театра, показалась, что прима капризна, всем недовольна: и пьеса не та, и костюм странный. Но это обычный процесс, а Неелова требовательна прежде всего к самой себе. Иногда это выглядит комично. Рыжаков цитирует Станиславского, а в ответ слышит: «Опять Станиславский? Он уже перевернулся в гробу». Рыжаков на репетицию приходит в вязаной шапке, сбившейся на затылок, и напоминает лыжника, выглядит от этого совсем уж странно и неуверенно, но в этом есть нерв, то, что делает картину живой и настоящей.
Неелова тут самая яркая, что бы ни делала, о чем бы ни говорила. Она рассуждает о том, что часть населения умрет от коронавируса, а лечить надо прежде всего молодых. Удивительно, что она, такая закрытая, не дающая интервью актриса, вдруг согласилась находиться под постоянным прицелом камеры.
В стране объявлен карантин, и репетиции постепенно уходят в онлайн. Но какое-то время актеры еще продолжают с режиссером в театре разбирать пьесу современного автора о семье, где нет понимания друг друга. Актеры уже и сами стали персонажами спектакля, не отдавая себе в этом отчета. Продается дом, должна начаться новая жизнь. Рыжаков говорит, что это история и про него, про страхи и травмы, с которыми надо справляться, чтобы идти дальше.
Никита Ефремов не выдерживает, поскольку его мнение никого не интересует. Он спрашивает, знает ли Рыжаков, с каким количеством негатива ему приходится сталкиваться и чего стоит не приносить все это добро в театр, и как не раскиснуть от того, что «у меня папа — убийца». Его претензии адресованы и Нееловой. В какой-то момент не выдерживает и Алена Бабенко. Она не дает сказать ни слова, не понимая, чего хочет от нее режиссер. Но Рыжаков и сам был артистом, поэтому прекрасно должен знать актерскую психологию. Покладистая тут только Светлана Иванова.
Сам ли Рыжаков проявил инициативу и пригласил ученика Разбежкиной снимать исторический для него самого и для театра момент либо это выбор Никиты Ефимова? Многие театры и режиссеры обращаются к разбежкинцам с просьбой снять фильм к юбилею театра, но жаждут только на словах живого и актуального кино. Чаще результатом недовольны, недоумевают, зачем молодые режиссеры снимают подсобки, работу дворников, какой-то негатив. Не всем нравится, что за спиной постоянно присутствует человек с камерой, но ученики Разбежкиной скользят как тени. Их учат быть незаметными. В общем, как скажет в кадре сам Рыжаков: «Ничего не получается. Снимают кино какое-то. Вообще ужас! О моем отчаянии, беспомощности и бездарности полной». А на самом деле получился документ эпохи. Установка Марины Разбежкиной изначально такова: никто не должен вмешиваться в процесс, что сделано, то сделано. Претензии не принимаются.
24 февраля 2022 года, как сообщается в титрах фильма, происходят крупные кадровые перестановки, и Рыжаков в числе других худруков уволен. Он получает трудовую книжку, заходит попрощаться в гримерку к Нееловой, которая тоже растеряна, но считает, что спектакль надо закончить. Прощание с труппой, упаковка коробок. Какую-то фигурку заворачивают в «МК»… Два года — славных или бесславных, об этом каждый волен судить сам. А жизнь продолжается.
Еще одна картина — «Ленечка» Ренаты Джало, о муках творчества и предлагаемых обстоятельствах творческого человека, — получила диплом «За музыкальность, приподнявшую нас над повседневностью». Она о композиторе с мировым именем Леониде Десятникове, чья музыка звучит в Парижской опере, миланском Ла Скала, в Карнеги-холл Нью-Йорка. Сняла его ученица Алексея Учителя, ставшего худруком проекта. Десятников написал музыку к его фильмам «Мания Жизели» и «Дневник его жены» и был им спасен после того, как упал, перенес заражение крови. Как? Этого мы не знаем. Сказано, между прочим, самим Десятниковым. Он, как и Неелова, — закрытый человек, но тут неожиданно рассказал о простых житейских вещах, показал свои дома в Петербурге и Хайфе, признался, что не всегда есть силы работать и хочется на пенсию, хотя что там делать, если нет даже внуков. Десятников сразу предупреждает, что на «великого человека» не тянет. После выступления ему преподносят цветы, он чувствует себя надгробным памятником. Портрет получился прозрачный, вибрирующий и немного тревожный, совпадающий с мироощущением большого художника.