Актеры выясняли, кто из зрителей способен на тяжкий грех Поделиться
Школа драмы Германа Сидакова представила на сцене ярославского Камерного театра, переживающего в данный момент некий ребрендинг, спектакль «Преступление и наказание». Поставлен он учениками мастерской, которые толком не персонифицированы, и это их коллективный труд. Целый час молодые актеры расспрашивают зрителей, готовы ли они принять саму возможность тяжкого преступления во имя высоких целей.
Герман Сидаков — ученик Петра Фоменко и давно занимается преподавательской деятельностью, ставит задачу обучения молодых актеров таким образом, чтобы они могли с равным успехом играть не только в театре, но и в кино. В процессе обучения его студенты работают на сцене и снимают фильмы.
Несколько лет назад сам Герман Сидаков продюсировал полнометражную картину «Дар» Михаила Кукушкина по мотивам романа «Золотая струя» Сергея Жмакина. Ее герой — рабочий предпенсионного возраста — становится звездой уринального искусства. В интимный и совсем не романтический момент он рисует «золотой струей», проще говоря, мочой.
«Преступление и наказание» представили в Ярославле в рамках кинофестиваля «В кругу семьи». На сцене практически ничего нет – несколько стульев, какой-то реквизит, который даже не запоминается. Пустая сцена тоже может быть концептуальной, но здесь никакого особого решения нет.
На протяжении почти трех часов, что идет спектакль, перед зрителем постоянно находятся несколько молодых актеров в черных футболках и брюках. У каждого несколько ролей, иногда противоположного пола.
Среди действующих лиц – Федор Михайлович Достоевский собственной персоной. Изначально его играл рэпер и актер Кирилл Батишта, написавший рэп-монолог для своего героя. В Ярославле эта роль перешла к Михаилу Башкатову. Он тоже ученик Германа Сидакова, когда-то был капитаном томской команды КВН.
Михаил окончил Томский университет, получил экономическое образование, после чего профессионально занялся актерским делом. Он работает как телеведущий, снимается в кино. В его фильмографии — «Кухня» и «Папины дочки». Совсем недавно он снялся в фильме «Быть» Александра Ковтунца, ставшего продюсером «Преступления и наказания». Михаил Башкатов, судя по всему, пылкая натура. Он чем-то напоминает молодого Михаила Боярского- внешне и по темпераменту.
Примерно час актеры разговаривают со зрителями, задают им вопросы, которыми задавался Родион Раскольников. Можно ли оправдать преступление, совершенное якобы во имя спасения людей? Стоит ли спасение нескольких жизней существования на этой земле одной никудышной старушки?
Зрители реагируют неожиданно, удивляя оценками. Большинство склоняется к тому, что убивать нельзя: как можно брать на душу такой грех и лишать другого, пусть и самого нехорошего человека, жизни даже во имя «высших интересов». Позднее, когда надолго погаснет свет, и мы будем в кромешной темноте слышать крики человека, которого убивают, станет жутко.
Некоторые зрители настроены радикально, но, когда их спрашивают, готовы ли они сами привести в исполнение приговор, теряются. Может быть, просто стесняются признаться в том, что готовы ко всему. Это как раз те материи, о которых размышлял Достоевский – двойственность человеческой души, которая всегда потемки.
В какой-то момент дебаты с публикой утомляют, ждешь, когда закончится предыстория и начнется, собственно, то, ради чего мы пришли. Кто-то не выдерживает и покидает зал до начала представления, хотя все это единое целое.
Дмитрий Гогу играет Раскольникова – интеллигентного и открытого миру человека, от которого сложно ожидать всех последующих метаморфоз и поступков. Хороши молодые актрисы, которые не сразу раскрываются, но потом удивляешься их органике и способности быстро переключать из одной роли в другую, выходить напрямую линию с залом.
Анка Бессонова, знакомая зрителям по сериалу «Магомаев», сыграла в спектакле Соню Мармеладову, Лизавету Ивановну и Настасью. Екатерина Решнова (она снималась в представленном в Ярославле фильме «Быть», а до этого в проекте «Девушки с Макаровым») тоже играет несколько ролей, в том числе Катерину Ивановну Мармеладову и Пульхерию Александровну Раскольникову. Возрастное несоответствие вообще не имеет никакого значения.
То, что группа молодых режиссеров под руководством своего мастера смогла так умело поработать с актерами, уже достижение. Но спектакль неоправданно растянут. Его внутренние часы не соответствуют времени во вне. Он словно пожирает энергию зрителей, утомляет, и не потому, что таков уж Достоевский с его проклятыми вопросами. Спектаклю не хватает предельной концентрации, нет понимания того, что иногда важнее не договорить, чем сказать лишнего.