Торги по картине «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» пройдут в мае
Картина из знаменитой серии Клода Моне, изображающей мост Ватерлоо в разное время суток при разных погодных условиях, будет выставлена на нью-йоркские торги Christie’s. Шедевр импрессиониста «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» оценивается примерно в $35 млн. Но можно ожидать, что цена молотка превысит заявленный эстимейт, ведь у картины богатая история: через пару лет после создания ее приобрела известная американская поэтесса Эми Лоуэлл, лауреат Пулитцеровской премии.
После прошлогоднего затишья арт-рынок заметно оживился. На аукционах все чаще стали появляться знаковые картины, и прямое свидетельство тому – грядущий майский аукцион Christie’s в Нью-Йорке. Он, кстати, пройдет в обновленном формате. Теперь торги будут называться «Искусство ХХ века», а не делиться по направлениям и стилям, как раньше. Топ-лотом аукциона, намеченного на 11 мая, станет хрестоматийное полотно Клода Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана», написанное в 1899–1903 годах.
Художник рисовал лондонский мост множество раз с одной и той же точки – из номера отеля «Савой». В итоге в серию вошло 41 полотно, на которых Темза и Парламент предстают то в ярких лучах восходящего солнца, то в вечерней дымке. Данная картина запечатлела взгляд импрессиониста на туманный Лондон в красных отблесках заката. Серия была впервые представлена публике в парижской галерее Durand-Ruel в мае 1904 года. Там-то ее и увидела поэтесса Эми Лоуэлл, а в 1905 году она купила «Мост Ватерлоо. Эффект тумана». Другая картина из той же серии с таким же названием, но написанная в более светлых тонах, к слову, хранится в Эрмитаже (ее приобрел некогда коллекционер Иван Морозов). Работа из собрания Лоуэлл не раз выставлялась в Америке – на ретроспективе Моне 1927 года и выставках в 1936 и 1962 годах.
Помимо этой знаковой работы, на торги будет выставлена работа Энди Уорхола 1979–1986 годов «Девять разноцветных Мэрилин». Одно из самых известных произведений короля поп-арта оценивается в $7 млн. Образ голливудскую кинозвезды Уорхола впервые запечатлел в знаковой работе «Золотая Мэрилин Монро». Сейчас эта она находится в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке.
В 1980-х Энди снова вернулся к любимому образу и создал «Девять разноцветных Мэрилин». А спустя пару дней после аукциона искусства ХХ века, в Нью-Йорке будут торговаться уже за произведения ХХI столетия, и тут тоже ожидаются рекорды. Одним из топ-лотов станет работа немецкого художника Мартина Киппенбергера под названием «Мартин, в угол, тебе должно быть стыдно за себя», которая оценивается в $10-15 млн. Она, кстати, создана в 1989 году, так что формально должна бы попасть на другой аукцион, ну да ладно, у аукционистов свои мерки времен. Скульптура изображает художника, стоящего в углу, как наказанный школьник. Так Киппенбергер переосмысляет традицию автопортретов: изображая себя в нелестном виде, он ставит под сомнение культовый статус художника. Всего было создано шесть таких скульптур, три из них находятся в музейных коллекциях.
– Почему все чаще на публичных торгах появляются произведения музейного уровня?
– С шедеврами коллекционеры расстаются крайне неохотно, – отвечает на вопрос «МК» специалист аукциона ArtSale.info Владимир Богданов. – Не случайно в аукционных описаниях для выдающихся картин часто можно прочитать, что они висели в семьях по 40-50 лет. В частности, выставленный на Christie’s «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» Моне в прошлый раз продавался больше 20 лет назад. И это, можно сказать, недавно.
Зачастую появление шедевров на аукционах происходит в результате смены поколений и реализации наследства. Это естественный и важный двигатель рынка. Молодые люди не всегда разделяют коллекционные интересы своих дедов и отцов. И продают. Так было всегда.
Но сегодня традиции коллекционирования меняются просто с головокружительной скоростью. Новые коллекционеры, живущие в современных апартаментах, все чаще отдают предпочтение смелому «заряженному» искусству, а не старым мастерам и не импрессионистам.
Некоторые готовы рисковать и совсем уж инновационными форматами. Только что мы могли наблюдать, что кто-то отдал предпочтение арт-токенам по цене Ренуара и Сутина. Но в итоге все придет к балансу: то, что для одних – обуза, для других – редкий шанс купить работу музейного класса. Почему шедевры все чаще появляются именно на публичных торгах? Думаю, что в аукционах владельцев картин сегодня подкупают два момента. Первый – простота входа на рынок. Продавцу не нужны ни связи, ни протекции, ни компетенции, чтобы нормально и безопасно продать свое произведение. Не надо искать выходов на каких-то людей, спорить о цене и вести какие-то иезуитские переговоры. Предложил – взяли – продал. Главное, чтобы картина была интересная. А второй момент – предсказуемость по срокам. Если в галереях картина может продаваться по полгода-год, то с аукционом есть четкая дата. Есть день, когда решается «да» или «нет»: продалось, не продалось или перешло в режим постаукционных продаж. Быстрое решение важнее оптимального.