«Центр искусств. Москва» показал редкие морские пейзажи маринистов Поделиться

Прямо в сердце Москвы, оказывается, можно съездить на морской курорт, окунуться с головой в ласковые волны и полюбоваться, как солнце яркими красками машет на прощание, прежде чем закатиться за горизонт. Все это на одной из самых летних и солнечных выставок в «Центре искусств. Москва», где показывают работы маринистов — Айвазовский, Боголюбов и Алисов из частных коллекций.

Самая летняя выставка открылась в центре Москвы

тестовый баннер под заглавное изображение

В зале словно слышен шум моря, но на самом деле обволакивающее мягкое звуковое пространство создает живая музыка, звучащая в галерее — теперь там в одном из залов стоит рояль, а звуки его распространяются повсюду. Слева — море, впереди — тоже, и справа. А сзади — «Русский лес», все как и в жизни. Обе выставки о красоте нашей природы. Кажется, что больше их ничего не объединяет, но не тут-то было! Морская экспозиция — логичное продолжение лесной, и они прекрасно рифмуются.

Михаил Алисов был учеником Юлия Клевера, певца леса, чьи работы в соседнем зале рассказывают уютные лесные истории в разные времена года. А продолжил свою учебу Алисов уже у Айвазовского. Влияние Ивана Константиновича ощущается — старший товарищ привил своему младшему коллеге обожание к одной из самых потрясающих стихий на земле. Но при этом Михаил Алисов воплощает свое видение моря совсем иначе. Для него эта история носит интимный характер, камерный, а потому и масштаб, размах работ меньше, чем у учителя, который  тяготел к масштабным полотнам. Алисов мастерски играет с цветом и светом, вслед за своими учителями отражая все нюансы непостоянного, игривого и порой грозного моря. Стоя у каждой работы, кажется, что под тобой не пол галереи, а крымское побережье, ты вдыхаешь морской воздух, выдыхаешь, открываешь глаза и созерцаешь…

Архип Куинджи тоже был учеником Айвазовского, и мы его знаем как потрясающего пейзажиста. Отсылка к его работам есть и у Алисова (хотя, может, и не для всех очевидная). Но «Лунная дорожка» сюжетно, композиционно и в манере работы со светом напоминает работы Куинджи. Ох и любят же в «Центре искусств» художников, которые воспевают красоту небесных светил. Невольно вспоминается недавняя выставка Шультце здесь же, который известен как мастер люминизма.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Звездный дождь, несожженные письма и сильные чувства показал «Мир русского театра»

Но, конечно же, больше всего зрителей вокруг себя собирают работы Мастера морских пейзажей Ивана Айвазовского, чья неподдельная любовь к Крыму передалась и его ученикам. Боголюбов тоже живописует Полуостров, но совсем иначе. Его работы рассказывают истории, и море на них играет хоть и важную, но не главную роль. «Феодосия при восходе солнца» — на берегу уже бурная жизнь: молодой рыбак отчаливает на своем суденышке от берега, его на берегу ждут ребятишки, которые, наверно, помогают ему по возвращению продавать добычу. В другую сторону от моря женщина несет на голове мешок, а странник словно только подошел к берегу и внимательно наблюдает за происходящим. Вдали виднеется сам город, еще сонный, но уже проснувшийся от ласковых солнечных лучей.

Любопытное экспозиционное решение — разместить рядом с сюжетами Боголюбова работу Айвазовского, которая может многих удивить. Мы-то привыкли любоваться морем или восторгаться величием морских баталий на его полотнах, а здесь вдруг «Пейзаж», на котором моря не видно даже на горизонте. Объяснение — Крымская война  (1853 по 1856 годы), и художник с семьей вынужденно эвакуировался под Харьков. Однако поля там оказались такими же просторными, без конца и без края, как и любимое море. Так что и «сухопутные» работы у Ивана Константиновича тоже есть. Сюжет несколько иной, но неизменно одно: превосходство природы над человеком. 

Буквально две работы еще одного ученика Айвазовского, Григория Капустина, притягательны по своей теплой колористике. Изображая море, он много внимания уделял небу и его оттенкам, так, что, кажется, главных ролей в его работах всегда две: одна — у моря, другая — у неба. И они равноправные.

Есть здесь несколько работ, выделяющихся на общем фоне. Они объединены именем Константина Вещилова, младшего современника Айвазовского, чья манера изображения морских пейзажей как будто импрессионистская — все же он принадлежал к иному поколению художников, хотя учился у Ильи Репина.