Хотя речи об «отмене русской культуры» звучали не раз Поделиться

  В основном конкурсе 75-го Каннского кинофестиваля участвует автобиографическая картина «Миндальное дерево» («Навеки молодые») франко-итальянского режиссера, актрисы, родной сестры Карлы Бруни Валери Бруни-Тедески. Ее герои репетируют раннюю пьесу Чехова «Платонов», которая известна также, как «Безотцовщина» и «Пьеса без названия».

На Каннском кинофестивале нашлось место Чехову

    Студенческие годы Валери связаны с выдающимся театральным режиссером и крупным кинематографистом Патрисом Шеро, у которого она училась.  Действие ее фильма происходит в конце 1980-х, когда двадцатилетние герои поступают в Париже в его актерскую школу.  

    В 1994 году фильм Шеро «Королева Марго» был отмечен призом жюри в Каннах. Сам он возглавлял каннское жюри в 2003-м и вошел в историю, поскольку оставил без награды ошеломивший всех «Догвилль» Ларса фон Триера, тянувший на «Золотую пальмовую ветвь». Как же мы все бранили тогда Патриса Шеро, списывая его решение на творческую ревность. И только спустя время многое стало более или менее понятно, тем более, что «Золотую пальмовую ветвь» получил тогда «Слон» Гаса Ван Сента – серьезная и талантливая работа. Было еще несколько сильных картин в конкурсе. Да и в жюри Шеро был не один. С ним работала сильная команда — Стивен Содерберг, Данис Танович, легендарный Жан Рашфор, Мег Райан. 

Роль  Патриса Шеро в картине Валери Бруни-Тедески сыграл бесстрашный французский актер  Луи Гаррель. Не так давно он не побоялся сняться в роли  здравствующего классика Жан-Люка Годара в картине Мишеля Хазанавичуса «Молодой Годар». Но там было хоть какое-то портретное сходство.  Патриса Шеро Гаррель сыграл, не прибегая к гриму, хотя они совсем не похожи. Но тут было легче, чем в случае с Годаром, поскольку Шеро скончался в 2013 году. Он, кстати, много лет назад приезжал в Москву, представлял свой спектакль, и у нас был уникальный шанс пообщаться с ним на каком-то семинаре.  Шеро был великолепен, оставил о себе воспоминания на всю жизнь. В театре он был бог. В кино его таковым считали далеко не все.  

Луи Гаррель — недавний спутник жизни Валери Бруни-Тедески, пользующийся невероятной популярностью не только во Франции и Европе, но и в России, как выяснилось во время его московских гастролей с театром. Он с шести лет начал сниматься в фильмах своего отца Филиппа Гарреля, а проснулся знаменитым после участия в картине «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи. У Тедески Гаррель впервые  снялся в 2007-ом в «Сне предыдущей ночи», сыграв любовника ее героини, а потом их роман продолжился в жизни, несмотря на 19-летнюю разницу в возрасте.  

Что касается самой Валери, то она родилась в итальянской семье. Их с Карлой Бруни отец  был крупным промышленником. Семья покинула Италию во времена Красных бригад, когда  Валери было девять лет. Она не только училась у Патриса Шеро, но и дебютировала в его фильме «Отель «Франция». 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Бывшего директора Лувра обвинили в мошенничестве и отмывании денег

В рейтинге критиков, который ежедневно в дни Каннского кинофестиваля публикуют как минимум три специализированных журнала, а в данном случае Screen, фильм «Миндальное дерево» занимает самые низкие позиции. Он набрал всего 1, 8 баллов. Лидирует пока южнокорейский режиссер Пак Чхан-ук с фильмом «Решение уйти». У него 3.2 балла. «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова получила отметку 2.2.

В 2013 году Бруни-Тедески участвовала в основном конкурсе 66-го Каннского фестиваля с картиной «Замок в Италии» — тоже автобиографической, где снималась ее мать —  пианистка Мориза Борини.  Тогда это была одна из самых шумных премьер, на которую приезжала бывшая первая леди Карла Бруни. Все ждали тогда ее супруга и экс-президента Франции Николя Саркози. Набережную Круазетт и все подходы к Дворцу фестивалей заполонили толпы зевак. Помимо знатного родства,  Валери очень привлекательна для публики как актриса. Ее любят за роли в фильмах   Франсуа Озона и многих других режиссеров.  

  Год назад в каннском конкурсе  участвовала японская картина «Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хамагути, отмеченная за лучший сценарий. Потом она получила  «Золотой  глобус», но «Оскар» прошел мимо, несмотря на высокий градус ожидания.   Ходили разговоры, что картину вообще снимут с номинаций после начала спецоперации на Украине. Однако, этого не произошло, но и наград не случилось. Главный герой – театральный  режиссер  — отправляется из Токио в другой город, чтобы поставить чеховского «Дядю Ваню». И там мы на протяжении трех часов становимся свидетелями репетиций и размышлений над русской пьесой.    

В дни Каннского кинофестиваля призывы отменить русскую культуру звучали не раз. Резко высказалась и польский режиссер Агнешка Холланд. Она давно живет в Праге, а свое время покинула социалистическую Польшу, уехав на Запад. Агнешка говорит по-русски и всегда поддерживала Кирилла Серебренникова, пока  он находился под домашним арестом. Но теперь ситуация изменилась, и она раскритиковала Каннский фестиваль за приглашение «Жены Чайковского». С недавних пор Холланд возглавляет Европейскую киноакадемию, заменив на этом посту Вима Вендерса. На панели, посвященной украинскому кино, она прокомментировала высказывания Серебренникова на каннской пресс-конференции. Его призыв отменить санкции в отношении российского олигарха, близкого к власти, а также сравнение российских и украинских солдат, Холланд сочла не допустимым. По ее мнению, сейчас не время красных дорожек и прославления  российского кино.