«Молодой балет мира» назвал победителей Поделиться
Жестокая конкуренция развернулась на балетном конкурсе Юрия Григоровича в Сочи, который на неделю превратился в балетную столицу мира. В этом году он прошел в девятый раз. 41 исполнитель из 7 стран (помимо России это Беларусь. Казахстан, Армения, Великобритания, Южная Корея, Япония) в младшей (до 19 лет) и старшей (до 28 лет включительно) группах соревновались в своем мастерстве. И вот объявлены результаты — три золотые, пять серебряных, шесть бронзовых медалей, а ещё специальные призы и дипломы.
«Уверены, что и наша нынешняя акция по поиску балетных талантов увенчается успехом, откроет имена талантливых молодых людей, позволит им утвердить себя в профессии, укрепит их волю к победе» — написал в послании к IX Международному конкурсу «Молодой балет мира» великий хореографа XX столетия и основатель конкурса 96-летний патриарх русского балета Юрий Николаевич Григорович, который на конкурсе в силу возраста в этот раз не присутствовал, но поручил от своего имени членам жюри посадить в честь конкурса в Сочинском национальном парке маленькое деревце – сосну Эллиота, которая растет более 200 лет.
Название «Молодой балет мира» отражает главную особенность конкурса: среди лауреатов по преимуществу артисты пока совсем неизвестные, которые, однако, в будущем могут стать настоящими звездами. И борьба на конкурсе была самая захватывающая: из более 50 исполнителей, что прислали свои заявки, до третьего тура дошли 10 исполнителей по младшей и 11 по старшей группе, при этом многие интересные участники, набрав меньшее количество баллов, в финал просто не попали.
Так, не повезло 19-летнему участнику из Великобритании Гектору Муру, без русского балета себя не мыслящему. Парень закончил в этом году Московскую академию хореографии, съездил в Англию, успел поработать в Английском национальном балете, но вернулся в Россию, где и пытается получить разрешение на работу и строить свою карьеру.
Доли баллов не хватило, чтоб пройти в третий тур, и Дмитрию Уксусникову, ведущему солисту Белорусского Большого театра, а также Нине Скребковой из Белорусской гимназии-колледжа. Танцовщики из этой страны вообще достойно показались на конкурсе, а представительница той же белорусской академии-колледжа Елизавета Привальчук по младшей группе вообще стала серебряной лауреаткой.
Лучшим среди мужчин можно было бы назвать 28-летнего Артема Баньковского, если бы он выступал на конкурсе не просто как партнер, а принимал участие в соревновании, тем более, что возрастные ограничения это позволяли. Бывший премьер Большого театра Беларуси ещё до конкурса запомнился своим превосходным выступлением на Исторической сцене Большого театра в роли Принца-Щелкунчика во время гастролей белорусского Большого театра в Москве, а на конкурсе это впечатление еще больше подтвердил.
Напряжение во время выступлений было такое, что напоминающая Малику Сабирову хрупкая казахская балерина Акбота Бекболатова, исполнив свою вариацию, упала в обморок в первом туре прямо на сцене. Выступала она на конкурсе с Богданом Вербовым, который и стал в итоге золотым лауреатом конкурса.
Золото присудили танцовщику действительно первоклассному. 20-летний Богдан Вербовой еще очень молод, но уже ведет репертуар в Казахском национальном театре оперы и балета им. Абая. Этого артиста московские зрители могли запомнить по московскому международному конкурсу, что проходил в Большом театре в прошлом году. Там он выступал под номером 13, дошел до третьего тура и стал дипломантом. А в июне этого года он прекрасно выступил на Исторической сцене Большого театра в роли Ромео как номинант приза Benois de la danse, который часто именуют в мире балетным «Оскаром».
Быть номинированным от Казахстана на «Оскар» и не получить золото на «Молодом балете мира» — такого нонсенса случится не могло, и, конечно, не случилось. Богдан со своей прекрасной партнершей Акботой Бекболтовой выделялись с первого тура. Медаль юная и ещё не совсем окрепшая балерина не получила, но в число финалистов вошла. Поддерживающий ее на конкурсе Богдан Вербовой оказался к тому же прекрасным партнером и незаурядным артистом.
Помимо технических сложностей он выделялся на конкурсе и прекрасной игрой, придав довольно «избитому» от частого исполнения па-де-де из балета Петипа «Арлекинада» очарование и оригинальность. Но на третьем туре нервы сдали и у него, и в па-де-де из балета «Дон Кихот» он допустил несколько небрежностей. Но отрыв по очкам у него был такой, что он стал первым, причем, вне всякой конкуренции.
— Это первая моя золотая медаль на таких конкурсах большого масштаба. Победы были, но все равно не на таких престижных состязаниях, каким является конкурс Григоровича. Я немного недоволен своим выступлением в третьем туре, но такая неудовлетворенность присуща нашей профессии, – сказал мне Богдан сразу после того, как узнал о своей победе на конкурсе.
Если Богдан Вербовой уже довольно известен в балетном мире, то другим открытием конкурса в этом году стал артист пока совсем неизвестный — представитель московского театра им. Натальи Сац Алексей Помыткин. Ему 23 года.
Алексея я помню по недавней премьере «Жизели» в театре Сац, где худрук Кирилл Симонов заново поставил на него крестьянское па-де-де, причем на музыку Адана (в классическом варианте это па-де-де идет на музыку Бургмюллера). Парень уже тогда явно выделялся своими заносками и вращениями, но то, как он танцевал на конкурсе, далеко выходило за рамки просто хорошего исполнения.
Вариации Актеона из балета «Эсмеральда», Ланкедема из «Корсара», или Филиппа из «Пламени Парижа» отличались прекрасной техникой и широтой танца.Танцовщик окончил Новосибирское хореографическое училище, недолго работал в Новосибирском театре оперы и балета, и вскоре перебрался в Москву.
Как-то, участвуя в одном малозначительном конкурсе он не прошел даже во второй тур и решил доказать самому себе, что «может». И доказал на «Молодом балете мира», да так, что восхитилась и публика и специалисты. На конкурсе жюри явно пожадничало, присудив ему лишь бронзовую медаль, которую он разделил с танцовщиком из Донецкого театра оперы и балета им. Соловьяненко Валерием Видманкиным.
Представители Казахстана, особенно среди мужчин, на конкурсе явно лидировали, и другой танцовщик театра имени Абая Каскырбай Ескали по праву завоевал на конкурсе серебро, разделив его с молодым 20-летним танцовщиком Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Евгением Масленниковым. Артисты этого театра тоже стали фаворитами конкурса.
— В первую очередь почему я пришел на конкурс — это, конечно, практика, возможность потанцевать на сцене перед зрителями.. Почувствовать себя на сцене, повращаться, почувствовать своё тело, себя на оси, свой центр тяжести, попрыгать… Но очень важно практиковаться именно при зрителях, при всем антураже, когда ты знаешь, что на тебе лежит некая ответственность. Для того, чтобы себя подавать уже как настоящий артист – говорит мне Евгений Масленников, работающий в театре Станиславского в кордебалете, но метящий явно на более статусное положение. Чтобы показать, на что способен, он на конкурс и приехал.
— Ты ехала сюда, надеясь на победу? – спрашиваю я золотую медалистку конкурса Анфису Ощепкову. Ей 21 год. Она выпускница академии Эйфмана, по окончании которой тоже была приглашена в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, где работает второй год со своим педагогом Маргаритой Дроздовой. На конкурсе у неё соперниц не было и золотая медаль досталась ей по праву.
— Я не то чтоб не надеялась, но ехала не с целью получить какое-то место. Мне хотелось получить новый опыт. Развивается выносливость. Другие условия: другой свет, другой пол… И это все помогает собраться, помогает настроиться, чувствовать свое тело по-другому. То есть ты учишься еще сильнее и еще лучше им управлять. И это был просто превосходный опыт.
— Когда ты узнала о победе, какими были твои чувства?
— Просто восторг! Я сначала даже не поверила! Первое ощущение – это что, правда происходит со мной?
Перспективными танцовщицами оказались и другие победительницы сочинского конкурса. Второе место среди женщин в старшей группе получила Анастасия Никольская, артистка Донецкого театра оперы и балета им. Соловьяненко, а третье — японская балерина Сибагаки Миу, солистка Саратовского театра оперы и балета.
Среди победительниц в младшей группе почти сплошь учащиеся Московской академии хореографии. Но мальчиков академия на конкурс в этот раз не подготовила. Видимо, все лучшие её выпускники в этом году академию закончили. Например, золотой лауреат последнего Московского международного конкурса, представлявший два года назад академию на предыдущем VIII конкурсе Юрия Григоровича и также завоевавший тогда золото Макар Михалкин выступает с этого сезона на сцене Большого театра.
С мальчиками в младшей группе вообще в этот раз была напряженка. На конкурс приехал всего два участника. Один из них, правда, очень одаренный – 18-летний Тигран Айвазян из Армении. Да и того явно «засудили». Несмотря на первоклассные данные и превосходные выступления во всех турах, ему присудили только третье место.
Но девочек на конкурсе в младшей группе было много, имелись и очень хорошие. Особенно сильно выступила Камила Султангареева, перешедшая в этом году в московскую академию из петербургской Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. Ей 18 лет. Именно она и завоевала на конкурсе среди девочек первую премию и золотую медаль.
Специальная премия конкурса «За лучшую современную хореографию» досталась Нине Мадан, которая поставила для конкурса превосходный номер на музыку Марии Чайковской «Поговори со мной» прекрасно исполненный танцовщиками из Марийского театра оперы и балета Валерией Волковой и Данилом Маловым.
— Проводить международный конкурс, да еще в неблагоприятных условиях, связанных с напряженной международной обстановкой, дело, наверное, очень непростое… Какими сложностями столкнулся конкурс? — спрашиваю заместителя председателя жюри конкурса, гендиректора Международной федерации балетных конкурсов Сергея Усанова.
— В этот раз конкурс вообще оказался под угрозой срыва. За два дня до начала наши партнеры — Краснодарское творческое объединение «Премьера» — отказались от проведения конкурса. Они заключили договор с Зимним театром только на один день и провели в день открытия конкурса свой спектакль, и всё! Хорошо, что «Росконцерт» и Министерство культуры РФ активно включились. Слава богу, всё прошло без срывов, но в последний момент все было сделано на нервах, огромные усилия были затрачены. Что касается самой творческой стороны, то конкурс прошел так, как сейчас позволяет время. Другого, просто не дано в данной ситуации.
— Несмотря на сложные обстоятельства, количество артистов было примерно такое же, какое и на прошлых конкурсах. Хотя число стран сократилось. Многие артисты не смогли приехать?
— Да, многие очень хотели приехать — я с ними разговаривал. Они подавали заявки, но в связи с обострением международной обстановки в последний момент не поехали, потому что на них было оказано давление. Кроме того, логистика самой поездки ужасно дорогая, и не каждому она по силам — перекладные, рейсы. Причем лететь приходится больше суток, а то и полутора.
Это тяжело и, естественно, в последний момент некоторые отказались. Ну и финансовые проблемы, которые не позволили некоторым членам жюри прилететь из Америки, Италии, Турции. Тем не менее, конкурс удался. Я считаю, что в тех условиях, в которых мы сейчас находимся, это лучший вариант, который можно было предположить.