Но это не повлияет на сроки работ Поделиться
Мосгорнаследие отклонило проект реставрации Дома архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке. У департамента возник ряд вопросов к документации. Во-первых, в проекте не хватает плана строительной площадки. Во-вторых, нужно уточнить материалы, которые будут использоваться для воссоздания исторического вида уникального памятника. Но из-за санкций не все из указанных составов теперь можно купить.
Наконец, Мосгорнаследие требует обозначить в документации точные оттенки цвета внутренних стен, однако определить их можно будет только в ходе работ. Несмотря на все это директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева считает, что работы начнутся и закончатся в срок. А это значит, что публика может увидеть Дом Мельникова изнутри до конца сентября.
Мосгорнаследие собиралось вынести решение по проекту реставрации Дома Мельникова еще 26 августа, однако обсуждение затянулось на полторы недели. Почему? На этот вопрос «МК» директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева отвечает в стенах уникального памятника архитектуры. Она давно изучает его историю и сама проводит экскурсии для небольших групп.
Большого наплыва посетителей здание, построенное по экспериментальному проекту Мельникова в 1927–1929 годах, просто не выдержит. Даже после завершения готовящейся реставрации (а она займет около 3 лет) осматривать дом изнутри можно будет маленькими группами. Зато гулять вокруг здания, построенного в форме двух совмещенных цилиндров, можно почти до конца года.
Сначала предполагается освободить дом от всех мемориальных предметов, которые поместят на время реставрации в хранилище Музея Щусева. Потом будет оборудована строительная площадка — на небольшом участке вокруг дома будет построена временная мастерская. Реальные работы собираются начать весной 2023 года. Завершить их планируется к концу 2025 года, а вновь открыть дом для посетителей — в 2026-м.
То, что здание давно нуждается в реставрации, понятно с первого взгляда. Трещины видны внутри и снаружи. На первом этаже в одной из комнат обвалилась штукатурка на потолке — это результат неправильной реставрации 1990-х годов. Двадцатиметровое окно-витраж на втором этаже подгнило (этого, впрочем, глазу не видно, но научное обследование показало, что под потрескавшейся краской развиваются опасные процессы).
Предстоит сделать многое, все детали были прописаны в документации, которую отправили на согласование в Департамент культурного наследия Москвы еще весной. Кстати, подготовка к долгожданной реставрации началась еще 8 лет назад, а в прошлом году были обнародованы результаты обследования памятника. Что не так в столь тщательно проработанном проекте?
— Не хватает плана стройплощадки, где должно быть указано, какие строения возводятся на территории, — говорит «МК» Елизавета Лихачева. — Требуют четко прописать все этапы работ и материалы. В проекте реставрации есть указания по материалам, но с некоторыми из них возникли проблемы. Условно, нам нужно использовать баумитовскую штукатурку (производитель — Австрия. — М.М.), но сейчас мы к ней доступа не имеем. Будем из этой ситуации выходить. Самый простой вариант — смешать яйца и известку, как делал Константин Степанович Мельников…
Кстати, само архитектурное решение мастера, которое вошло во все учебники архитектуры, было продиктовано экономией. Мельников с трудом получил участок и разрешение на строительство частного дома для своей семьи, а строил его в кредит. Экономил каждую копейку. Поэтому придумал оригинальный ход, возможный только в круглом здании.
Все кирпичные стены дома — в ромбовидных дырках-сотах. Некоторые из них превращены в окна, другие заложены строительным мусором. Таким образом Константин Мельников сильно экономил на закупке кирпича и сделал стройку почти что безотходной. Сын архитектора художник Виктор Мельников говорил, что во время строительства отсюда не было вывезено ни одной тачки с мусором, и, похоже, это так. К слову, обследование подтвердило, что оригинальное решение Мельникова позволяет сохранять тепло в доме намного дольше.
Дом Мельникова — один из немногих проектов архитектора, что дошел до нас почти что без изменений и перестроек. И все же он оставался жилым до 2014 года, еще при жизни Виктора Мельникова (скончался в 2006-м), в 1990-х была попытка осуществить реставрацию, но она оказалась неудачной. В частности, на втором этаже в гостиной и спальне были перекрашены стены, но не натуральным составом, а акрилом. Цвет вроде похож, но не тот. Стены в спальне должны бы быть золотистого оттенка, но сейчас они странного грязно-желтоватого цвета с зеленым отливом. Гостиную Константин Мельников красил под цвет большого розового ковра, которым застелен пол. В 1990-х цвет обновили, и он пусть и попадает в тон ковра, но не точно.
— По поводу второго этажа мы сейчас жестко схлестнулись с Мосгорнаследием, — говорит «МК» Елизавета Лихачева. — Они настаивают, чтобы в проекте реставрации мы прописали цвета стен. Но мы не вскрывали их во время обследования, собирались сделать это во время работ. Сейчас невозможно точно определить оттенок.
Каждая деталь здесь требует тщательного подхода. Но мы никуда не торопимся: наша задача – сделать качественную научную реставрацию. Еще придрались к тому, что мы будем делать демонтаж 20-метрового витража. Им кажется, что это сложно, но это не так. Витраж довольно просто демонтировать: сначала снимается внутренняя часть, потом витраж полностью расстекляется, гвоздики аккуратно удаляются, снимаются двери, потом все остальное. Думаю, что все вопросы можно урегулировать в ближайшие месяцы, пока дом будут готовить к реставрации.
Смету на реставрацию еще предстоит рассчитать. Предполагается, что работы могут обойтись примерно в 200–250 миллионов рублей.