Молодые мультипликаторы поделились своими «распавшимися надеждами» Поделиться
На завершившемся в Суздале 27-м Открытом российском анимационном фестивале Гран-при вручен мультфильму «Синий лев» Зои Трофимовой, созданному усилиями российской и французской студий. Он рассказывает о том, как человек, лев и корова отправились искать место на земле, где были бы мир и покой.
Зоя Трофимова родилась в Свердловске и уже много лет живет во французском Валансе. Ее 17-минутный «Синий лев» сделан в стиле домовой росписи. Он напоминает игровую «Землю кочевников» китаянки Хлои Чжао, получившей десятки призов по всему миру, и словно предвосхитил массовый исход людей в поисках гармонии и света. Герои покидают свои дома, не зная, где завтра окажутся. Придуманный Зоей Трофимовой мужичок жил спокойно в деревне, никого не трогал, спас котенка, оказавшегося синим львом. Тот стал ему помогать по хозяйству, но соседям это не понравилось. Отправили они жалобу в город, и прислали в деревню солдат. Пришлось мужичку погрузить свой дом на тележку и отправиться куда глаза глядят. Но счастье оказалось возможным: добрался он до места, где живут в согласии разномастные львы и другие диковинные звери, где пальмы станут березками, а на березках в деревне мужичка вырастут бананы.
Спецприза удостоена картина «Горю!» номинанта «Оскара» Антона Дьякова. Увы, он не сможет представить свой «БоксБалет» на церемонии в Лос-Анджелесе, поскольку получить американскую визу не удалось, несмотря на приглашение Американской киноакадемии. Его новый семиминутный фильм «Горю!» рождался еще три года назад в сотрудничестве с украинскими коллегами, давшими Антону карт-бланш. «Мы делали фильм про что-то свое, а получилось, что про наше общее», — рассказал Дьяков, посвятивший его «всем, кто оказался в беде». Почерк автора «БоксБалета» угадывается моментально. События происходят в обычном дворе не менее обычного города. Парень закуривает, огонь охватывает его бороду, и человек превращается в пепел на глазах у множества равнодушных людей — парочки влюбленных, нетрезвых пожарных, сидящей у телевизора и похожей на птицу женщины, которая спешно закрывает окна.
Лучшим короткометражным фильмом стали «Огурцы» Леонида Шмелькова об успешном художнике, почувствовавшем внутренний надлом. Ему всюду мерещатся огурцы. Они торчат изо всех щелей, и герой не может жить как прежде. Огуречную тему продолжила рисованная картина «Не для меня» Ивана Бондаренко, отмеченная как «лучший дебют». Черно-белое изображение оживляют зеленые огурцы, которые неожиданно появляются в жизни человека-горы с крохотной головой. Он поедет в лес за грибами и встретит девушку. Мир преобразится, листва превратится в белое пространство, а хор огурцов исполнит песню «Не для меня придет весна».
Молодые режиссеры в этот раз удивили неординарными работами, умными и искренними разговорами, тревогами по поводу «распадающихся надежд». Василий Чирков шесть лет делал пятиминутный «Белый-белый день» по Тарковскому. Кому-то потребовалось полтора года на создание крошечного фильма. Первые работы рождаются из личных переживаний, «никому не нужной влюбленности», поездок в трамвае. Евгения Девятова рисовала «Искры в темноте» на кофейном столике в коммуналке, где жили две актрисы, грудной ребенок и домашние животные. Дарья Манцерева представила «Маску» по Магритту. По образованию она станковый живописец и хотела доказать профессиональную состоятельность. Никита Мещеряков придумал «Частушки», посетив выставку художника Павла Леонова. На экране оживает история России, появляются Ленин, Брежнев, другие вожди, вплоть до прибывшего на избирательный участок Владимира Путина. «Парня без ноги» Анастасия Кагодовская посвятила компьютерной игре с пиксельной графикой — так и сказано. Акула откусила герою конечность, но по приказу короля его отправляют на войну. Девушка, не бросившая несчастного в беде, кричит воякам: «У Эдуарда нет ноги!..», но в ответ слышит, что «это приказ».
Екатерина Алдашина-Филиппова сняла двухминутную картину «Квартира тиха, как бумага…» по стихотворению Осипа Мандельштама. «Фильм сделан в поддержку Михаила Ефремова, отбывающего наказание в Белгородской колонии, и всех тех, кто находится в тюрьме своей жизни», — рассказывает Катя. Участие актера оказалось заочным, использована давняя запись, где он читает стихи. В фильме голос Ефремова словно блуждает по комнатам старой квартиры с абажуром, «слышно, как булькает влага по трубам внутри батарей», а «давнишнего страха струя ворвется в халтурные стены московского злого жилья». За окнами кружит снег, и все так материально, осязаемо, тревожно.
Под финал представили программу китайской авторской анимации Чень Си и Ань Сюя, пять лет назад ушедшего из жизни в результате онкологического заболевания. Чень Си собирался приехать в Суздаль, но в Пекине зафиксировали очередную вспышку вируса. Выехать оказалось невозможно. Чень Си прислал не просто обращение, но маленький фильм, где рассказал о своей жизни и картинах. Анимация у него интересная. В ней сказочное, фольклорное сочетается с реалиями «культурной революции», а одним из героев стал упитанный китайский школьник в пионерском галстуке.