Муму — друг человека Поделиться
Театральный фестиваль им. Чехова в копродукции с Театром на Таганке осуществил постановку спектакля «Муму» по одноименному рассказу Ивана Тургенева. Режиссер из Армении Нарине Григорян сделала полуторачасовую сценическую версию хрестоматийного произведения с погружением в мир глухонемого Герасима.
Благодаря основателю Чеховского фестиваля Валерию Шадрину, собравшему в свое время в Москве молодых режиссеров из стран СНГ, Нарине Григорян имела возможность увидеть спектакли лучших режиссеров мира, поучаствовать в мастер-классах. Она известная в Армении театральная и киноактриса.
В фильме «Ева» иранского режиссера Анаит Абад она сыграла главную роль и получила за нее награду на фестивале «Киношок» в Анапе. Скоро мы увидим Нарине в роли матери Шарля Азнавура — съемки проходят во Франции. Она работала режиссером в Ереванском театре кукол и Театре пантомимы, а сейчас руководит театром «Амазгаин» им. С.Саркисяна. Поставленная там «Пышка» по Мопассану в 2021 году участвовала в Чеховском театральном фестивале.
Нарине любит русскую классику, воспитана на ней и сама выбрала для постановки именно «Муму». Происходящее мы видим воспринимаем как бы от лица глухонемого Герасима, который способен улавливать лишь шорохи и скрипы. И мы вместе с ним погружаемся в это безмолвие. Нет Герасима на сцене, и жизнь возвращается во всей своей полифонии, с криками и песнями. Могуч Герасим. По счастью, в Театре на Таганке нашелся настоящий исполин.
Слово для режиссера не самое главное, важнее интонация. Многое строится на пластике и жесте. С актерами работал хореограф из Армении Юрий Костанян, кому-то известный по кино и как худрук Ереванского театра пантомимы. В «Муму» он использовал элементы народного танца и народного промысла. Слуги периодически словно выпадают из реального времени и начинают двигаться, как деревянные богородские игрушки. Самая известная из них — «Кузнецы», где крестьянин и медведь, укрепленные на параллельных планках, ударяют кувалдами по наковальне.
Именно богородская игрушка определила цветовое решение костюмов, задает ритм жизни обитателей муравейника. Вся конструкция, сооруженная сценографом и художником по костюмам Викторией Риедо-Оганесян, а она тоже из Армении, напоминает кукольный дом. На его верхнем этаже едва ли не круглосуточно почивает барыня в исполнении Ирины Апексимовой. Стоит ей очнуться ото сна и попросить чаю — а он непременно окажется то слишком холодным, то слишком горячим, — тут уж начинается броуновское движение. Ничтожный народец, обитающий внизу, как заведенный пытается капризную барыню ублажить. А она все равно что покойница. Пока возлежит на кровати, ее не видно и не слышно. Очнется — все равно что божий одуванчик. Рядом верные и горемычные приживалки, всегда готовые выполнить любую прихоть.
В глубине декораций располагается небольшой оркестр под управлением композитора Артема Кима. В международном проекте «Муму» он заявлен как представитель Узбекистана. Многие годы связывают его с ташкентским театром «Ильхом», где он работал с Марком Вайлем. Он также сотрудничал с Nieuw Ensemble из Нидерландов. Его совместный с Владимиром Панковым спектакль открывал Эдинбургский театральный фестиваль. По замыслу Артема Герасим ассоциируется с контрабасом, Муму — с флейтой.
Собственно собачки тут нет. Есть трогательная девочка, прыгающая вокруг Герасима, стоит ему взять в руки метлу. Муму нежно и пластически точно сыграла актриса Александра Хованская. В какие-то моменты она действительно напоминает маленькую собачонку, стоит только ей прилечь к ногам Герасима.
А у него есть еще одна привязанность — безропотная Татьяна, бесконечно стирающая белье. Она готова к любым ударам судьбы. Надо пойти замуж за вечно пьяненького Капитона — пойдет, раз барыня велит. Недолгой будет их взаимная симпатия с Герасимом. Татьяну сыграла Дарья Авратинская, удивившая отменной подготовкой, почти балетной выучкой, какую редко увидишь у драматических актрис. Пластически и музыкально сложный спектакль стал проверкой на прочность для многих артистов Таганки. Оказалось, что потенциал есть.