Выставка открывает малоизвестные страницы отечественного искусства Поделиться
В Музее Рублева представили выставку икон, которые еще 40 лет назад не считались ценными с искусствоведческой точки зрения, а теперь за такими произведениями гоняются коллекционеры. Модерн в религиозном искусстве – явление яркое и не до конца изученное, во многом потому, что этот элитарный стиль считался в советское время пережитком буржуазного прошлого. Однако представленный проект не только впервые показывает религиозное искусство этого направления, но и открывает его связи с последующими течениями в искусстве. Один из кураторов выставки, директор Музея Рублева Михаил Миндлин уверен, что его проявления можно найти в конструктивизме.
Фоном для этой выставки выбраны два цвета – желтый и черный, которые в иконописи символизируют божественный свет и его отсутствие. На контрасте соединяются здесь православное искусство и светское. Модерн пришел в иконопись на рубеже ХIХ и ХХ веков как раз из светского искусства. Есть в этом какое-то странное и символичное проявление рока, ведь в это время были заново открыты многие памятники иконописи, которые оказали свое влияние на революцию в искусстве, казалось бы, далеком от религии. Считается, что потемневшая «Троица» Рублева, расчищенная от вековой копоти в начале ХХ века, стала одним из катализаторов создания «Черного квадрата» Казимиром Малевичем (не случайно на выставке «0.10» он повесил картину как икону – в «красном углу»). Те самые реставраторы, которые открывали знаковые иконы в то время, писали и свои собственные – именно в стиле модерн. На выставке можно найти работы Василия Гурьянова, который в 1904 году прибыл в Троице-Сергиеву лавру, вынул икону Рублева из иконостаса, освободил от оклада и поздних наслоений, при этом удалив и часть первоначальной живописи. Что-то от рублевских образов читается и в авторских иконах Гурьянова. Вот его «Богоматерь Казанская», написанная в 1908-1917 годах: точеный нос, большие сострадательные глаза, тонкие губы. Почти как в образах великого предшественника. Но одежда выписана иначе – это чистый модерн. Здесь есть все характерные черты стиля – парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальность, «вылепленные» со скульптурной чёткостью фигуры и лица, внимание к нюансам. Впрочем, это не самое главное в этом стиле.
– Для модерна характерно создание психологического эффекта и эмоционального впечатления, – рассказывает «МК» один из кураторов выставки, глава отдела экспертизы Музея Рублева Жанна Белик. – Играет роль не только изображение, но и фон. Модерн пришел в иконопись из светской живописи. В это время перед художниками ставилась задача создания национального типажа: святые изображались на фоне русской природы, со славянским типом внешности, в одежде русских князей. Человек, входя в храм, должен был чувствовать сопричастность и родство со изображенными образами. Многие известные художники в это время получали заказы на иконы: например, Илья Репин мог годами писать свои большие полотна, зарабатывая на создании икон.
Наибольшее влияние на развитие иконописи в стиле модерн оказали, впрочем, другие художники – это Михаил Нестеров и Виктор Васнецов. В центре экспозиции можно найти малоизвестные работы Нестерова из его легендарного цикла, посвященного Сергию Радонежскому. Но помимо «Видения отроку Варфоломею» и еще нескольких работ, знакомых каждому со школьной скамьи, у художника было и много других работ, посвященных святому. Нестеров видел в образе Сергия Радонежского основу русской культуры. И даже спустя годы после революции, когда религия оказалась под запретом, продолжал писать православные сюжеты с национальным колоритом. На выставке можно обнаружить несколько таких редких полотен, написанных в 1920-е годы.
– Михаил Нестеров – один из основоположников модерна, он работал в этом стиле начиная в 1880-х годов, – говорит Жанна Белик. – Он продолжил работать в том же стиле и в 1930-х, при новой власти. Вот работа 1926 года, где Нестеров помещает отрока Варфоломея, Иисуса Христа и Сергия Радонежского в русскую деревенскую природу. Мы можем найти в экспозиции иконы с изображением Бориса и Глеба в том же стиле и на похожем фоне, что свидетельствует о влиянии живописи Нестерова. А вот картина «Три всадника в белом», которая иллюстрирует эпизод из жития Преподобного Сергия, когда он во время осады Троице-Сергиевой лавры польскими интервентами посылает трех учеников за подмогой. В житии подробно описан этот момент, даже указаны масти лошадей – одна была черной и две коричневые. Но Нестеров пишет их белыми, словно летящими над туманом, чтобы создать нужное эмоциональное настроение и передать атмосферу чуда. Хотя для христианского искусства важно точно следовать тексту жития.
Эти приемы перенимают и иконописцы. На выставке можно сопоставить работы, написанные монахами и профессиональными художниками, и найти в них много общего. Но модерн проявляется не только в живописных особенностях, но в декоративном оформлении икон. Оклады делаются мастерами декоративно-прикладного искусства – и завоевывают широкое признание во всем мире.
– Советское искусствознание относилось с пренебрежением к эстетике модерна, – рассказывает «МК» еще один куратор выставки, директор Музея Рублева Михаил Миндлин. – Модерн считался упадническим буржуазным стилем. Иногда говорили, что это искусство не самого высокого вкуса, что не справедливо. Но в постсоветское время к этой проблеме обратились многие исследователи, как, например, Евгения Кириченко или Дмитрий Сарабьянов, и заново открыли это направление. Мы представляем убедительную подборку произведений в стиле модерн – не только иконопись, но декоративно-прикладное искусство и живопись. Было сложно найти такое количество памятников. Модерн – синтетический стиль, который вобрал в себя стили прошлых эпох и направлений, начиная с реалистического искусства до древнеегипетского и восточного искусства. Модерн включил в себя историзм, символизм, неоготику, и лежал во многом в основе последующих направлений. Он проявляется, например, в конструктивистской архитектуре, тоже построенном на асимметрии.