Таня Стрельбицкая открыла выставку в галерее Сколково Поделиться

Художник – это диагноз. Пропустить через себя эту мысль, как следует осознав все ее тонкости, можно на выставке с говорящим названием «Стрельбицкая по Фрейду», что открылась на территории инновационного центра. Эмоциональность живописи и ее автора Тани Стрельбицкой – сродни глубокому самоанализу, который невозможно передать словом – только цветом.

Живопись по Фрейду: территория науки погрузилась в сон разума

тестовый баннер под заглавное изображение

На каждом этаже инновационного центра, где трудятся ученые разных направлений, висят картины, но такие – впервые. Яркое, кричащее, вырывающее из живописи творчество Тани Стрельбицкой ломает законы логики и выводит зрителя на подсознательный чувственный уровень. Неслучайно куратор проекта Натали Голицына назвала его «Стрельбицкая по Фрейду».

Центральной в экспозиции стала работа из коллекции врача и коллекционера Михаила Алшибая «Сон разума» размером два на три метра. На гигантском полотне одни нагие фигуры изогнуты в странных позах, другие парят, а одна будто проваливается в бездну. При этом огромные глаза каждой полны глубинного спокойствия. Остальные произведения, а это почти сорок холстов, – тоже своеобразный путь сквозь внутреннее отчаяние к балансу, что держится на каких-то тонких, интуитивных вибрациях.

– Для меня Фрейд – это возвращение к себе, – рассказывает Таня, накручивая на палец локон из копны рыжих волос. – Я его не люблю как аналитика расчленения души. И в то же время люблю, потому что он не боялся заглянуть в свое «я», был честен перед миром, пропускал через себя пространство боли, проблем, нарушения связей с собой и с миром. Себя я познавала еще в юности, поняла и приняла со всеми своими проблемами. Я не боялась себе сказать об этих проблемах и продолжаю бороться с ними и любить их. 

Недалеко от «Сна разума» можно найти два автопортрета Стрельбицкой, где она изобразила себя в образе Ван Гога и его подсолнухов. Они иллюстрируют высказанную мысль о принятии себя через боль. Живопись Тани – в каком-то смысле аналитика расчлененной души, которая прошла болезненный путь самопознания и через него вышла к трансформации.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Украинские сериалы снимают активно, но не на родине

На открытии собрались многие из тех, кто изображен на картинах. Для каждого из них опыт позирования стал этапным событием, меняющим взгляд на себя и мир. Автор этих строк утверждает это с полной уверенностью, потому как самой довелось позировать Тане, и эти пять часов живописной экспрессии сопровождались беседой похлеще, чем на сеансе психоаналитика. «Круг или квадрат?» – спрашивала, например, она, решая какие формы придать телу. Чувственная телесность – отличительная особенность работ Стрельбицкой. В фигурах есть угловатость и плавность, а отражением сущности служит цвет. Как у немецких экспрессионистов, краски и фактура будто стонут. Впрочем, сама художница называет себя трагическим реалистом.

– Разве фотография отражает твое «я»? Разве натурный портрет показывает тебе таким, какой ты есть? По-моему, нет. Я чувствую людей через какие-то необъяснимые, невидимые глазу вибрации, и, кажется, получается поймать суть. Мои работы о главном – желании любить друг друга, самого себя и Бога, – продолжает Таня.

Одна из ярких работ выставки «Печальное танго» стала героем премьерного спектакля «Крик» по сложной, полной психологии пьесе Теннесси Уильямса. На ней изображена фигура с синим лицом, которая, кажется, захлебнулась собственным ором и через это неистовое переживание вдруг увидела небо. Словно первый раз в жизни. Стрельбицкая – режиссер этого спектакля. За ее спиной немало авторских постановок, но, возможно, эта одна из самых сложных. «Крик», который Таня характеризует как «симфонию жестокости и любви», как и ее живопись, – это духовная теорема, которую нельзя вычислить с помощью рацио.