В Москве показали нобелевскую медаль писателя, но она оказалась копией Поделиться

В последний день сентября Музей современной истории России провел пресс-показ выставки «Век Тихого Дона», посвященной Михаилу Шолохову и сумме шолоховских юбилеев: прошедшему 120-летию со дня рождения и столетию с момента начала работы над первым томом его главного романа.

Цыганское золото Шолохова

тестовый баннер под заглавное изображение

Стоит заметить, что наш корреспондент, занимающийся литературными обзорами, попал на эту выставку почти случайно: мы собирались писать о проекте в честь трехлетия присоединения к России новых регионов (о нем будет еще отдельная публикация). Но по ходу выяснилось, что важнейшее писательское выставочное событие осени проходит не в стенах ГМИРЛИ или Государственного музея А.С.Пушкина, а в Музее современной истории России. Однако его организаторы, видимо, забыли, что дебют Шолохова с небольшими произведениями, затем сложившимися в цикл «Донские рассказы», состоялся не где-нибудь, а на страницах газеты московских комсомольцев, называвшейся тогда «Юношеской правдой». И нужно было обрывать все телефоны, что представитель «Московского комсомольца» был на открытии выставки. Но это так, лирическое отступление.

«Наши», но изданные уже все вместе «Роман-газетой» в 1929 году рассказы Шолохова на выставке найдены были сразу. Рукописи (настоящие и копийные), письма классика и первые публикации в рамках «Века Тихого Дона» представлены, в принципе, широко: например, романгазетовская версия одного из томов «Тихого Дона» и часть романа, опубликованная в журнале «Октябрь» в 1928 году, небольшие раннесоветские книжки: «О Колчаке, крапиве и прочем», «Червоточина», «Лазоревая степь». Понятно, что затем идут свидетельства о всемирной славе Шолохова, отраженные в многочисленных изданиях переводов произведений на иностранные языки: французский, японский…

Геометрия выставки прекрасна своей сложностью. Вдоль стены полукругом — хронологическая шкала ключевых фактов биографии: от фотоснимка пятилетнего, кажется, Миши, до лаконичной скорбной записи: «1984. 21 февраля кончина Михаила Александровича Шолохова».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Изъятую у коллекционера как орудие преступления картину Брюллова выставят в Русском музее

В центре зала, в пространстве, напоминающем стеклянную комнату, — реконструкция облика кабинета писателя: стол, стул, керосиновая лампа, пишущая машинка, пресс-папье и прочие атрибуты интеллигентского труда первой половины XX века. Физически кабинет находится в центре, но он — не главный экспонат. Хотя бы потому, что в правом углу можно увидеть артефакты, от которых у нормального ценителя русской литературы должны ноги подкашиваться: нобелевский диплом и золотую медаль с портретом изобретателя динамита на аверсе. Правда, они оказались копиями. Зато настоящие — выписка из рассадки нобелевского ужина и принадлежавший Шолохову экземпляр программы нобелевского фестиваля 1965 года.

Невозможно пройти мимо и поставленных напротив друг друга витрин с предметами одежды. В первой — нобелевский фрак Шолохова, во второй — «нобелевский костюм», то есть сумочка, белые дамские перчатки и вечерний наряд с меховой накидкой Марии Петровны Шолоховой, супруги классика. Роскошные одеяния контрастируют с разбросанными по выставке образцами военной казачьей формы, комиссарскими куртками-кожанками, пулеметами «Максим», винтовками Мосина, шашками, нагайками… Но таковы «блеск» и «нищета» любого военного и полувоенного времени, в которое создается великая литература.

Вообще такое ощущение, что львиную долю экспонатов Музея-заповедника М.А.Шолохова «Тихий Дон» из станицы Вешенской ненадолго перевезли в Москву, но по факту выставку составляли еще и из фондов Ростовского областного музея краеведения и Новочеркасского музея истории донского казачества. Из столичных институций участвовали собственно Музей современной истории России и Институт мировой литературы им. А.М.Горького. В результате совместных усилий посетители могут услышать «голос Шолохова» метафорически и буквально, посмотрев архивную видеозапись вручения писателю Нобелевской премии и послушав авторское чтение финальных строк «Тихого Дона».