Дом Масона закрыли без объяснения причин
Во Псково-Изборском музее-заповеднике – одном из старейших музеев России (открыт в 1876 году) – дела давно идут неладно. Печальных историй вокруг комплекса немало, и последней каплей стало закрытие Дома Масона, который последние 15 лет работал в формате открытого для посетителей фондохранения. Теперь этот корпус псковского музея закрыт для публики без объяснения причин.
Псковичи написали обращение в администрацию музея и города, собрали подписи под петицией. Там говорится, что «решение администрации Псковского музея вызывает недоверие и имеет губительные последствия, тем более очевидные в разгар туристического сезон». Однако вместо внятного ответа получили отписку. Теперь готовы дойти до президента. В ситуации разбирался «МК».
Дом Людвига Масона, получивший свое название по имени одного из владельцев, французского учителя, закрылся 1 июня. Причиной закрытия стал ремонт в других корпусах музейного комплекса (под его управлением 21 объект), объясняло руководство музея и администрация региона, но вот что странно.
Реставрация зданий началась в 2019 году, и два года Дом Масона благополучно работал, а теперь, когда работы близки к завершению, устроили переезд. Начальник отдела научно-фондовой работы музея-заповедника, искусствовед Ольга Васильева рассказала «МК» о ситуации изнутри.
– С 2019 года были закрыты на реставрацию основные здания, при этом фондохранилище в Доме Масона было открыто для посетителей, – говорит Ольга Анатольевна. – А 1 июня Дом Масона закрыли, как раз в том момент, когда у нас появились дополнительные площади во Дворе Постникова, где завершена реставрация, и предстоит открытие в конце года еще двух объектов – это Поганкины палаты и здание художественно-промышленной школы Фан дер Флита.
Но вместо того, чтобы перенести большой фонд неотреставрированных икон туда, решили закрыть Дом Масона. А ведь мы открыли его в 2006 году, и это было второе (после «Старой Деревни» Эрмитажа) в России открытое фондохранилище, перемещение было сложным, ведь все предметы нужно было запаковать, распаковать, описать – система хранения требует четкой топографии.
Путем экспериментов мы создали это открытое хранение. А сейчас нужно переместить в два небольших зала в 90 кв.м Дома Масона фонд неотреставрированных икон, которые сейчас занимают площадь в 225 кв.м. Это самая большая коллекция в мире псковских памятников XIV-ХVIII веков, для сохранения которой нужно создать оптимальные условия. Сейчас эти иконы находятся в лучших условиях, чем те, в которые предполагается их перевозить.
– Среди этих икон находится и знаменитая икона мученицы Ульяны – памятник ХVI века, который уже 30 лет не могут отреставрировать. Почему?
– Ситуация с Ульяной – один из показателей нашей жизни. Несколько лет тому назад было сказано, что к 2019 году она уж обязательно будет в экспозиции, и так до сих пор ничего не сделано. У нас уникальный фонд псковских икон, который насчитывает более тысячи единиц хранения, есть два штатных реставратора по темпере с дипломами института имени Репина Академии художеств. Но работает только один на четверть ставки.
— Это проблемы администрирования. Когда в 2019 году нужно было переместить фонд икон из одного помещения в другое, ситуацию тоже довели до абсурда: так затянули, что эвакуация фондов происходила под обвалы штукатурки. Сейчас ситуация повторяется в другом варианте.
– Почему общественность или администрация города не может повлиять на ситуацию?
– Когда мы до недавнего времени находились под руководством областного комитета по культуре, то могли найти более-менее адекватную реакцию, была какая-то обратная связь. Что-то хоть как-то решалось.
— 1 января мы стали федеральным музеем, и наши обращения в Министерство культуры остаются без внимания. Ситуация с закрытием фондохралища вызвала массовое недоумение, мы работали очень активно, у нас проходили концерты и разные программы. Мы в фондохранилище проводим экскурсии и читаем лекции, количество которых в определенные месяцы было большим, чем в других отделах. Я знаю, что неравнодушные псковичи написали несколько открытых писем в ряд инстанций, в том числе в Министерство культуры, и ничего. Мне не понятно, зачем ломать то, что работает в течение 15 лет?
Теперь неравнодушная общественность и музейщики собираются обратиться напрямую к президенту страны, поскольку в ответ на письма получают лишь отписки. «МК» будет следить за ситуацией.