Тихона Жизневского в роли князя сменил Виктор Шуралев Поделиться
В театральном фестивале «Толстой», проходившем в Ясной Поляне, впервые участвовал Александринский театр. Ради такого события пришлось даже сдвинуть отпуск. Возможность сыграть «Воскресение» Толстого в усадьбе писателя да еще и под открытым небом – неповторимое событие. Им и завершился театральный сезон Александринки.
Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех великих романов Льва Толстого, — ни с чем не сравнимое ощущение. Хотя к вечеру резко похолодало, несмотря на дневную жару, и зрители кутались в пледы. А во время предыдущего показа пошел сильный дождь, подыгрывая потокам светового дождя на сцене.
«Воскресенье» — не простой материал, но художественный руководитель нашего театра Валерий Фокин откликнулся на мое предложение. – рассказывает Никита Кобелев, для которого это первый спектакль в качестве главного режиссёра. — Лев Николаевич – автор не чуждый театру. И в дореволюционное, и советское время пьесы Толстого шли на одной из старейших сцен. Валерий Фокин ставил его пьесу «Живой труп». Роман «Воскресение» редко ставиться на сцене и это тоже определенный вызов (хотя в этом сезоне еще два театра Петербурга обратились к нему – С.Х.). Спектакль масштабный, большой. Он начинался осторожно. Мы его выпустили на Новой сцене, рассчитанной на 200 мест, но после премьеры Валерий Фокин принял решение играть его на исторической сцене. И мы уже сыграли там несколько спектаклей.
Большое пространство больше соответствует масштабу Толстого. Великие смыслы даже небольших его произведений приобретают там размах. Толстой — сложный для театра автор, и важно ему соответствовать. Наше прочтение романа своеобразное. Мы пытались сохранить его дух, но когда ставишь роман всегда приходится выбирать, что для тебя важно сегодня, какие темы откликаются. Надо найти стиль, чтобы это было современно, не музейно, не отдавало бы нафталином, но соответствовало бы автору. Это очень тонкая грань, которую я пытался пройти, чтобы сделать живым толстовское слово. Рассказано все театральным языком. Мы позволили себе вольность, добавив другие произведения Льва Николаевича. Сам Толстой писал о том, что хотел бы ввести в «Воскресение» мотивы других своих произведений».
Сценическую адаптацию романа Никита Кобелев сделал с драматургом Дмитрием Богославским, включив в нее сцены из «Крейцеровой сонаты», «Отца Сергия», неоконченного рассказ «Записки сумасшедшего». Увы, это выглядит иллюстративно и упрощенно, особенно это касается вставного номера с отцом Сергием и блудницей.
Роль Дмитрия Нехлюдова в Ясной Поляне сыграл не Тихон Жизневский, который ее репетировал и сыграл в день премьеры в Петербурге, а Виктор Шуралёв. А Катюшу Маслову – прелестная актриса, настоящая звезда Александринки Анна Блинова, которую мы выдели в роли Сони Мармеладовой в «Преступлении и наказании», Комиссара — в «Оптимистической трагедии, Наны в одноименном спектакле Андрия Жолдака по роману Эмиля Золя, где она виртуозна.
Декорации Наны Абдрашитовой поначалу кажутся слишком тяжеловесными и малоподвижными, но потом они заживут по мере развития сюжета. Вагон тут как символ куда-то летящей жизни. Он будет придет в движение, будет разъят на части, сложится в разные конфигурации. На этом поезде Катюша Маслова отправится в Сибирь вместе с другими заключенными. В нем же сыграют сцены из «Отца Сергия» и «Крейцеровой сонаты». За окнами будут меняться пейзажи, замерцают ночные огни, создавая иллюзию скорости.
Обычное утро князя Нехлюдова накануне суда. Он должен участвовать в нем как присяжный заседатель и еще не знает, что встретит там Катюшу Маслову, жизнь которой пошла под откос после их встречи. Утро вполне типичное для человека данного круга и положения. Но есть что-то настораживающее в Нехлюдове. Позднее станет ясно, что у него нежная душа. Рядом с ним, как тень, все время находится покойная мать, которую играет Ольга Белинская. Она определенно из сегодняшнего дня и настроений сына не разделяет. Здесь все в современных костюмах и живут на скоростях.
В Катюше Масловой не сразу узнаешь Анну Блинову. Она не хрупкая, воздушная девушка, а вполне заурядная, приземленная женщина, которую жизнь изрядно потрепала. Органика актрисы кажется безжалостно разрушенной новым для нее образом. Предложение Нехлюдова жениться Катюша отвергает, но помочь сокамерницам, используя его расположение, – совсем другое дело. И Нехлюдов возьмет на себя это бремя, удивляя людей своего круга.
В нем угадываются черты и биография самого Толстого. В Ясной Поляне рассказывают, что в молодые годы Лев Николаевич, по его собственному признанию, вел дурную жизнь. Некоторые ее события мучили его многие годы. У него была связь с крестьянкой еще до женитьбы на Софье Андреевне. Он соблазнил горничную, а потом ее прогнал. Девушка погибла. «Воскресение» в этом смысле как позднее раскаяние. Роман и теперь живее всех живых. Он как свидетельство того, насколько милостивым и восприимчивым к страданиям человека был Толстой. Справедливость или милосердие? Он выбирал милосердие. И в спектакле это есть.
«В этом году мы закончили трилогию главных романов Льва Николаевича, — говорит прапраправнучка писателя Екатерина Толстая. — В 2022 году центральным событием стал показ спектакля «Война и мир» Театра Вахтангова, в 2023-м — балета «Анна Каренина» Большого театра. В этом году — «Воскресение». Теперь нам хотелось бы сконцентрироваться на произведениях малых форм. У Льва Толстого есть замечательные повести и рассказы, о которых не всегда так же часто говорят, как о романах. И, конечно, фестиваль продолжит ставить эксперименты — в жанрах, форматах и новых способах подачи творчества Льва Николаевича Толстого».