Сокровища известный меценат отдал родине в 1913 году, но его дом хранит немало тайн Поделиться

Согласно старинному поверью, клады «поют» в ночь на Ивана Купала, но это не означает, что шкатулку с сокровищами или чугунок с серебряными монетами нельзя найти в любой другой день. Поколению, выросшему на книгах Марка Твена, в каждом старинном доме мерещится сундук с золотом. Но на поверку оказывается, что гораздо более ценными находками являются не золото и серебро, а артефакты, подобные обнаруженным реставраторами в старинном особняке Алексея Бахрушина. Что же нашли в доме знаменитого мецената? Об этом рассказывают сотрудники Бахрушинского музея.

В особняке Алексея Бахрушина нашли тайные артефакты

В июне 2022 года при проведении работ в нише стены главного дома усадьбы Бахрушина строители натолкнулись на спрятанную коллекцию, состоящую из 109 грампластинок конца XIX-начала ХХ веков. Среди уникальных записей – голоса певцов Оперного театра Зимина, императорских московского Большого и Мариинского театров, оперной певицы Веры Николаевны Петровой-Званцевой. Есть и пластинки – прообразы нынешних аудиокниг с рассказами Чехова. Новость о необычной находке в начале лета облетела все СМИ. Но на этом открытия не закончились. В эти дни в том же здании был найден угол кирпичной кладки, который оказался частью утраченного камина, находившегося в Граненой столовой. Также реставраторы наткнулись на живопись в кабинете Алексея Бахрушина – орнаментальный фриз конца XIX века, расписанный вручную. А еще в кабинете открылся дверной проем под потолком, где был балкон, на который можно было попасть из библиотеки хозяина.

«Это не первые уникальные находки в музее, сделанные при реставрационно-ремонтных работах», — признаются сотрудники музея. В 2014 году под лестницей Сальвини были найдены тринадцать предметов скульптуры рубежа позапрошлого и прошлого века. Как выяснилось, во время Великой Отечественной при эвакуации фондов на Урал отправить эти предметы не было возможности. Скульптуры сохранили под лестницей. После войны состав сотрудников музея сменился, и информация о хранилище была утеряна.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Группа «Крематорий» интригует: джаз, кантри и балет

На вопрос «МК», почему в особняке оказалось столько укромных мест, мы получили ответ:

— Дом Алексея Бахрушина, построенный в конце XIX века по проекту архитектора Карла Гиппиуса, в разное время подвергался перепланировке и пережил несколько реставраций. В советское время в здании проводилось несколько реставраций, которые выполнялись на разном экспертном уровне, из-за чего часть оформления оказалась во многом утраченной.

Оставалось спросить, стоит ли ожидать обнаружения клада, а не только стопки пластинок или фрагмента плитки с орнаментом. Но здесь нас ждало кладоискательское разочарование.

— Сокровища своей коллекции Алексей Александрович Бахрушин передал Российской Академии наук 25 ноября 1913 года. В тот памятный день он произнес следующие слова: «Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание мое достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами я уже не счел себя вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу этого народа».

Как известно, после революции Алексей Александрович не покинул родину и смог сохранить дело всей своей жизни. Бахрушин стал одним из немногих московских меценатов, чья деятельность, в том же, что и до революции качестве, продолжалась и при советской власти. На посту пожизненного директора музея он оставался до последнего своего часа.

Удастся ли вернуть зданию сегодняшнего Театрального музея имени А.А. Бахрушина первоначальный облик? Да. Причем это произойдет к лету 2024 года. Интерьеры Главного дома усадьбы Бахрушиных будут воссозданы по сохранившимся описаниям, историческим фотографиям и архивным документам. А к 2025 году будет создан музейно-театральный квартал «Бахрушинский», собирающий воедино все филиалы музея и связанные с именами великих служителей Мельпомены Михаила Щепкина, Марии Ермоловой, Галины Улановой, Майи Плисецкой, а также выдающегося драматурга Александра Николаевича Островского.