Зажигал курс Андрея Русинова Поделиться

Апрель — время фестивалей. Не успел в Щукинском театральном институте в Москве завершиться студенческий смотр «Театр в движении» (он про пластику и сценодвижение), как в Екатеринбурге открылся третий по счету актерско-певческий, с ироничным названием «Пой, ласточка, пой!». Как поют будущие и действующие артисты, из жюри наблюдал обозреватель «МК».

В Екатеринбурге запели ласточки: на Урале прошел фестиваль авторской песни

Как рассказал мне идеолог и душа фестиваля замечательный педагог Андрей Русинов, в Екатеринбург искать удачи приехали актеры из далеких от российской столицы регионов — городов Урала, Сибири, Коми, Крайнего Севера. И тем интереснее понять, чем живут там театры и школы.

Итак, что же и как поют сегодня драматические артисты? Не потеряла ли публика интереса к этому специфическому виду актерского творчества, в кризисе или в расцвете он пребывает?

Два конкурсных дня насыщены не только песенными номерами, но и страстями, которые закипали на обсуждениях жюри. А в нем работали совсем не случайные профессионалы — актриса театра имени Вахтангова Юлия Рутберг, актриса театра «Ведогонь» Лилия Шайхетдинова, музыкант, лидер группы «Хоронько-оркестр» Дмитрий Хоронько, драматург, либреттист, поэт Сергей Плотов. Кстати, Шайхетдинова и Хоронько когда-то сами участвовали в фестивале имени Андрея Миронова, который первым в стране начал движение актерской песни. И занимали на нем призовые места, что вкупе с их дальнейшей работой на этом поприще дало им право стать квалифицированными экспертами.

Уже первый день обозначил тенденции, существующие в актерской песне, и проблемы ее исполнителей. Если в 90-е и нулевые поющий актер почему-то думал про себя, что он — суперэстрадник, которому сделать что поп, что рок — на раз плюнуть, то сейчас таких исполнителей подавляющее меньшинство. Для большинства актерская песня — это в первую очередь театр (это хорошо), но со всеми его элементами — костюмом, реквизитом и даже элементами сценографии (что не очень-то). Через одного конкурсанты выходили ряжеными, выносили мебель — от пресловутой вешалки до столов в расчете на то, что это им лучше поможет раскрыться как актерам и раскрыть их песню. Увы, напрасен был труд. Да и проблемы со вкусом и мерой тоже у многих были очевидны.

Зато те, кто рассчитывал только на свой актерский и личностный потенциал, показали — актерская песня (исполнение) есть, и она, родимая, интереснее всякой попсы. И что театрально-музыкальный монолог имеет право быть предъявленным зрителю. К таким безусловным удачам относится работа обладательницы Гран-при конкурса Александры Костыревой из Самары, показавшей два исключительно интересных и оригинальных номера: «Арлекин» на слова Бродского и французскую песенку. Последнюю Саша выстроила на игре звуков, даже казалось, что она ими жонглирует, создавая образ французского сорванца. Уровень ее стильных номеров абсолютно столичный.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  История лучших новогодних балетов: на бой с мышами в «Щелкунчике» выгоняли лейб-гвардию

Студентка Екатеринбургского театрального института Евгения Бурлака заняла первое место с песней «Куклы» Ирины Богушевской, карьера которой, замечу, началась именно с мироновского фестиваля. Максим Шведов, студент Ярославского театрального института, разделил второе место с Татьяной Смирнягиной из екатеринбургского театра «Шарманка». Два совершенно разных исполнителя показали, как с помощью только себя можно интересно решить и народную песню, и репертуар, который так любят барды. «Ленка», когда-то сочиненная двумя замечательными актерами — Владимиром Качаном и Леонидом Филатовым, — в исполнении Максима наполнена мужским лиризмом.

Две миниатюры — комическую и полную драматизма, с тяжелым дыханием времени, показал маленький театр из Екатеринбурга «Желтый квадрат». Обаятельное девичье трио (Мария Рязанцева, Ирина Вахрина, Ульяна Береснева) стилизовало малоизвестную шуточную песенку (сущая безделица) Тамары Миансаровой из далеких 60-х годов — «Вяжем, вяжем», а вторая песня — Вячеслава Бутусова из «Наутилуса Помпилиуса» на стихи Ильи Кормильцева — поразила своим серьезным и аскетичным прочтением. На третью ступень пьедестала встала Надежда Костюк (Омский театр для детей и молодежи), не испугавшаяся выйти к публике и жюри с мировым репертуаром — Эдит Пиаф («Padam-Padam») и Владимира Высоцкого («Канатоходец»).

Третий раз на «Ласточку» в Екатеринбург приезжает исключительная команда — трио «Трое» из Озерка. Мало кто знает небольшой и к тому же закрытый городок в Челябинской области, и тем не менее работу этих «Троих» (Вохобжон Азимов, Юлия Гуралевич и Андрей Иодловский) из озеркского театра драмы и комедии «Наш дом» жюри оценило специальным призом «За воплощение жанра». И «Московский комсомолец» свои симпатии тоже отдал озеркской троице, оценив их артистизм и парадоксальную композицию. Она представляла собой музыкальный коллаж с тонко разыгранной и обаятельно исполненной историей. Еще один спецприз увезла в Вологду актриса Камерного драматического театра Мария Иваненко.

Андрей Русинов, человек немногословный (а значит, дельный), доволен результатами своей «Ласточки». Говорит, что уровень конкурса был выше, чем в предыдущем году, и надеется, что в будущем стоит ждать интересных ребят.

Ну, а весь фестиваль зажигал первый курс Андрея Русинова. Номера, которые они делали на актерском клубе, уже после всех выступлений, давали понять конкурсантам, что в Екатеринбургском театральном институте растут опасные конкуренты. Их внутренняя свобода и молодая энергия сметали все. Ну-ну, «Пой, ласточка, пой».

Екатеринбург.