Зажигал курс Андрея Русинова Поделиться
Апрель — время фестивалей. Не успел в Щукинском театральном институте в Москве завершиться студенческий смотр «Театр в движении» (он про пластику и сценодвижение), как в Екатеринбурге открылся третий по счету актерско-певческий, с ироничным названием «Пой, ласточка, пой!». Как поют будущие и действующие артисты, из жюри наблюдал обозреватель «МК».
Как рассказал мне идеолог и душа фестиваля замечательный педагог Андрей Русинов, в Екатеринбург искать удачи приехали актеры из далеких от российской столицы регионов — городов Урала, Сибири, Коми, Крайнего Севера. И тем интереснее понять, чем живут там театры и школы.
Итак, что же и как поют сегодня драматические артисты? Не потеряла ли публика интереса к этому специфическому виду актерского творчества, в кризисе или в расцвете он пребывает?
Два конкурсных дня насыщены не только песенными номерами, но и страстями, которые закипали на обсуждениях жюри. А в нем работали совсем не случайные профессионалы — актриса театра имени Вахтангова Юлия Рутберг, актриса театра «Ведогонь» Лилия Шайхетдинова, музыкант, лидер группы «Хоронько-оркестр» Дмитрий Хоронько, драматург, либреттист, поэт Сергей Плотов. Кстати, Шайхетдинова и Хоронько когда-то сами участвовали в фестивале имени Андрея Миронова, который первым в стране начал движение актерской песни. И занимали на нем призовые места, что вкупе с их дальнейшей работой на этом поприще дало им право стать квалифицированными экспертами.
Уже первый день обозначил тенденции, существующие в актерской песне, и проблемы ее исполнителей. Если в 90-е и нулевые поющий актер почему-то думал про себя, что он — суперэстрадник, которому сделать что поп, что рок — на раз плюнуть, то сейчас таких исполнителей подавляющее меньшинство. Для большинства актерская песня — это в первую очередь театр (это хорошо), но со всеми его элементами — костюмом, реквизитом и даже элементами сценографии (что не очень-то). Через одного конкурсанты выходили ряжеными, выносили мебель — от пресловутой вешалки до столов в расчете на то, что это им лучше поможет раскрыться как актерам и раскрыть их песню. Увы, напрасен был труд. Да и проблемы со вкусом и мерой тоже у многих были очевидны.
Зато те, кто рассчитывал только на свой актерский и личностный потенциал, показали — актерская песня (исполнение) есть, и она, родимая, интереснее всякой попсы. И что театрально-музыкальный монолог имеет право быть предъявленным зрителю. К таким безусловным удачам относится работа обладательницы Гран-при конкурса Александры Костыревой из Самары, показавшей два исключительно интересных и оригинальных номера: «Арлекин» на слова Бродского и французскую песенку. Последнюю Саша выстроила на игре звуков, даже казалось, что она ими жонглирует, создавая образ французского сорванца. Уровень ее стильных номеров абсолютно столичный.
Студентка Екатеринбургского театрального института Евгения Бурлака заняла первое место с песней «Куклы» Ирины Богушевской, карьера которой, замечу, началась именно с мироновского фестиваля. Максим Шведов, студент Ярославского театрального института, разделил второе место с Татьяной Смирнягиной из екатеринбургского театра «Шарманка». Два совершенно разных исполнителя показали, как с помощью только себя можно интересно решить и народную песню, и репертуар, который так любят барды. «Ленка», когда-то сочиненная двумя замечательными актерами — Владимиром Качаном и Леонидом Филатовым, — в исполнении Максима наполнена мужским лиризмом.
Две миниатюры — комическую и полную драматизма, с тяжелым дыханием времени, показал маленький театр из Екатеринбурга «Желтый квадрат». Обаятельное девичье трио (Мария Рязанцева, Ирина Вахрина, Ульяна Береснева) стилизовало малоизвестную шуточную песенку (сущая безделица) Тамары Миансаровой из далеких 60-х годов — «Вяжем, вяжем», а вторая песня — Вячеслава Бутусова из «Наутилуса Помпилиуса» на стихи Ильи Кормильцева — поразила своим серьезным и аскетичным прочтением. На третью ступень пьедестала встала Надежда Костюк (Омский театр для детей и молодежи), не испугавшаяся выйти к публике и жюри с мировым репертуаром — Эдит Пиаф («Padam-Padam») и Владимира Высоцкого («Канатоходец»).
Третий раз на «Ласточку» в Екатеринбург приезжает исключительная команда — трио «Трое» из Озерка. Мало кто знает небольшой и к тому же закрытый городок в Челябинской области, и тем не менее работу этих «Троих» (Вохобжон Азимов, Юлия Гуралевич и Андрей Иодловский) из озеркского театра драмы и комедии «Наш дом» жюри оценило специальным призом «За воплощение жанра». И «Московский комсомолец» свои симпатии тоже отдал озеркской троице, оценив их артистизм и парадоксальную композицию. Она представляла собой музыкальный коллаж с тонко разыгранной и обаятельно исполненной историей. Еще один спецприз увезла в Вологду актриса Камерного драматического театра Мария Иваненко.
Андрей Русинов, человек немногословный (а значит, дельный), доволен результатами своей «Ласточки». Говорит, что уровень конкурса был выше, чем в предыдущем году, и надеется, что в будущем стоит ждать интересных ребят.
Ну, а весь фестиваль зажигал первый курс Андрея Русинова. Номера, которые они делали на актерском клубе, уже после всех выступлений, давали понять конкурсантам, что в Екатеринбургском театральном институте растут опасные конкуренты. Их внутренняя свобода и молодая энергия сметали все. Ну-ну, «Пой, ласточка, пой».
Екатеринбург.