Изысканная красавица советского кино, написавшая сценарии для Киры Муратовой и Ларисы Шепитько, жила скромно, без амбиций Поделиться
10 января умерла Наталья Рязанцева – выдающийся советский и российский сценарист, абсолютная красавица, сохранившая особенную стать, независимый нрав и ясность ума до последних дней. Ей было 84 года. Она прожила «долгую и счастливую жизнь», говоря словами ее первого мужа Геннадия Шпаликова, снявшего одноименную картину.
Наталья Рязанцева на десятилетия пережила своих выдающихся мужчин – поэта и сценариста фильмов «Застава Ильича» и «Я шагаю по Москве» Геннадия Шпаликова (он покончил жизнь самоубийством в 1974-м), второго мужа и представителя «ленинградской школы», кинорежиссера Илью Авербаха (его не стало в 1986-м), вместе с которым работала как сценарист на картинах «Личная жизнь Кузяева Валентина», «Чужие письма», «Голос» (этот фильм ценила в его фильмографии более всего), крупного ученого и философа Мераба Мамардашвили (умер в 1990-м, в шестидесятилетнем возрасте). О них она вспоминала уважительно, называя при этом все вещи своими именами, но другим не могла простить каких-то выпадов – недоумевала, почему Марлен Хуциев, чей талант она высоко ценила, часто говорил о недисциплинированности и неверности Шпаликова.
Наталья Борисовна была исключительно правдива в кино и в жизни. На прямой вопрос всегда давала прямой ответ, никогда не лукавила. О Мамардашвили, их многолетнем романе, написала «Адреса и даты», где честно рассказала о том, как они познакомились, как трещал уже по швам ее брак с Авербахом, который к тому времени увлекся польской актрисой Эвой Шукульской, снимавшейся у него в фильме «Объяснение в любви».
Юная Рязанцева снялась в «Заставе Ильича» Марлена Хуциева по сценарию Геннадия Шпаликова, в той самой сцене «золотой молодежи», где помимо нее участвовали совсем молодые Андрей Тарковский, Ольга Гобзева, Евгений Митта, Светлана Светличная, Павел Финн – головокружительное поколение, равных которому в истории советского кино, наверное, и нет. Светличная появляется в эпизоде на столе в шарфе Рязанцевой. Все происходило спонтанно. По словам Натальи Борисовны, снимали этот эпизод 21 смену, и за свою крохотную роль она получила соответствующую 21 смене зарплату.
Ее коллеги и многочисленные ученики теперь вспоминают, как красива она была во всем, как элегантно курила, как учила сложным вещам… Рязанцева, будучи выпускницей ВГИКа и мастерской Евгения Габриловича, до последних дней там преподавала, как и на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Ей с трудом давалась вынужденная удаленка. Она не понимала, как можно учить сценаристов на расстоянии, а с новыми средствами связи была не в ладу. Все время приходилось просить кого-то помочь в этом сложном для нее деле.
Во ВГИКе юная Рязанцева, поступившая туда в 16 лет, познакомилась с Геннадием Шпаликовым, который учился на курс младше и стал там абсолютной звездой. Но и Рязанцева была талантлива и необыкновенно хороша. Она вспоминала, как отличалась во ВГИКе ее подруга Кира Муратова, вместе с которой они сделали «Долгие проводы». Муратова с ее румынскими корнями казалась иностранкой, но и сама Рязанцева, судя по фотографиям и воспоминаниям друзей, была необыкновенно хороша отнюдь не здешней красотой. Брак с Геннадием Шпаликовым был недолгим, студенческим, экспериментальным, как говорила сама Наталья Борисовна. Но его фотография до последних дней украшала ее книжный шкаф. Любопытно, что свое изображение она отрезала: не понравилась сама себе. Так и хранилось половинчатое фото среди книжных раритетов.
Наталья Рязанцева родилась в Москве 27 октября 1938 года и всю свою жизнь связала с кино. Евгений Габрилович принял ее на курс, когда ей было всего 16 лет, – почувствовал талант. Сложно поверить, но «Крылья» Ларисы Шепитько стали ее дебютом в игровом кино. Сценарий она написала вместе с Валентином Ежовым («Белое солнце пустыни»). Она также написала сценарии к фильмам «Личная жизнь Кузяева Валентина» Игоря Масленникова и Ильи Авербаха, «Открытая книга» Владимира Фетина, «Аленький цветочек» Ирины Поволоцкой, «Портрет жены художника» Александра Панкратова, «Огни притона» Александра Гордона.
За пару лет до ухода из жизни в одном из интервью на вопрос о том, что будет после смерти, она ответила, что ничего не будет. Наталья Рязанцева горевала, что каждый день кто-то умирает, и совсем не осталось друзей на этом свете. Все ушли: Геннадий Шпаликов похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, Илья Авербах – в поселке Комарово под Петербургом…
С Натальей Рязанцевой простятся 13 января. Место ее захоронения уточняется.