Всю страну отправили в путешествие на поезде: пьяные десантники, орущие дети, мясные туши в купе Поделиться
На 28-м Открытом российском анимационном фестивале, проходящем в Суздале, собрались все, кто причастен к созданию мультфильмов, чтобы посмотреть работы коллег, представить свои, сделанные за последний год. Фестиваль значительно помолодел. Из мэтров на нем приезжает только Юрий Норштейн. К нему выстраиваются очереди начинающих мультипликаторов за автографами на его же рисунках и книгах. Это отдельное таинство и возможность получить аудиенцию у гения пусть и на полторы-две минуты.
В работах молодых — сплошная боль и отчаяние. Они острее воспринимают действительность. Так было всегда. И если год назад карантинно-пандемийные истории представляли особый интерес, то теперь их совсем немного, они мало кого занимают. Время летит стремительно. Новые обстоятельства жизни сметают все то, что недавно казалось важным.
Одним из самых востребованных персонажей стал медведь. Так часто бывает, что не сговариваясь, мультипликаторы вдруг разом обращают свои взоры к какому-то одному герою. Это может быть засилье плюшевых мишек, с которыми все мы играли в детстве. Теперь медведь большой, настоящий, сидит в клетке, играет на балалайке, вместо берлоги зимует в днище летней эстрады. Медведи разноцветные, чуткие и добрые, умеющие по-настоящему дружить. В фильме «Тшшш!» Нины Бисяриной он — страдалец. Пока не начали строить трассу, медведь вольготно чувствует себя в лесу, с аппетитом есть красные ягоды, нанизывая их на когти – маникюр отменный получается. Но вот человек вторгается в его мир, шумит строительная техника, несется поток машин. Куда бедному медведю податься? И он уходит в парк, спит там под заснеженной эстрадой. А дальше – неизвестность.
Не раз появляется и костлявая с косой. В «Музыке летней ночи» Александра Васильева водитель не сразу разобрал, кто под колеса бросился, а потому строго спросил: «Ты чего, колхозница? На тот свет не терпится?». Посадил в машину и поехал по ночному шоссе с попутчицей по имени Смерть, сам того не ведая. По пути появились и другие пассажиры — сестрица Аленушка с братцем Иванушкой, который уже успел стать козленочком. А в небе космонавт на них дивиться, когда они к звездам полетят. То ли к богу, то ли к смерти – думай, что хочешь. И без космоса нам никак нельзя, как верно заметил Константин Бронзит, назвавший когда-то свой номинированный на «Оскар» мультфильм, «Мы не можем жить без космоса». В «Темной стороне» Славы Ушакова тоже есть космонавт и загадочная планета, воющий на Луну волк и космический корабль, потерпевший фиаско.
Лиза Скворцова — рекордсмен по количеству картин. Она работает быстро и интенсивно. Год назад у нее было несколько работ, основанных на русской и польской поэзии, и до этого ее все больше привлекали литературные первоисточники. Теперь в поле ее зрения оказались заголовки в СМИ. Их хватило бы и на больший хронометраж. Но и тот, что получился, огромный по меркам анимации. Целых 15 минут. Все эти перлы Лиза нашла в открытом доступе: «Олень Гриша, попав в Омск, стал мужчиной», «Сожитель омички выкопал в огороде своего предшественника», «В Иркутской области медведь украл у охотника два ружья, а третье сломал», «Кузбассовец не мог угнать трактор и катался на нем в гараже». Другой кузбассовец пострадал, съев все соленья бывшей жены, если судить по заголовку. А какая-то медведица заставила на трассе плакать 18 акробатов.
Свой фильм Лиза Сковорцова назвала «Омичка», как называют жительниц Омска. Но этим регионом география не ограничивается. Каждый заголовок оживает, перерастет, благодаря воображению режиссера, в удивительные картины, иллюстрирующие суть и уносящие в дальние дали. Очень весело и смешно получилось, совсем не зло, но с великолепной иронией.
Самый пламенный прием, сопровождавшийся криками и овациями, получили «Уважаемые пассажиры» режиссера, художника и аниматора Макса Куликова. Это история про поезд, который непонятно куда несется. В нем вся страна, представители самых разных социальных слоев и сословий. Десантники с гитарой отмечают вечный праздник, разливают горькую. Им не очень повезло с попутчицей – набожной старушкой. Но и она не выдержит их напора, приобщиться к питию, только и будет подставлять стакан за новой порцией «огненного змия», а при расставании перекрестит попутчиков иконкой. Толстый дядька на глазах у пассажиров снимает с себя три-четыре слоя штанов и подштанников, разложит разносолы, жареную курицу, яйца. И вот уже все купе превращается на наших глазах в мясную лавка с окороками и колбасами, свисающими с потолка. В соседнем купе набито больше десятка детей, напоминающих головастиков. Все там ходит ходуном. Дети разжигают костер, а на остановках, как рой пчел, вылетают на перрон. Мчится поезд по стране, а за окном скачет красавец конь, белоснежный, с черной гривой. Поля сверкают изумрудной зеленью. Жизнь хороша! Но ее безумию нет предела. Галина Голубева сняла 14-минутный фильм «Миллионы алых роз», слегка изменив название хита Аллы Пугачевой, который мы так и не услышим. Но картина снята по песне, навеяна ею, хотя наполнена совсем другой музыкой — Верди, Россини, народными песнопениями. И тут мчится поезд – игрушечный, из пластилина, и тоже в неведомые дали, как гоголевская тройка. И чего только не происходит вокруг – и домашнее животное вот-вот родит, и будет новая жизнь, и покойницу в гробу еще шевелится, и розы из пластилина зацветут, и будет так много алых лепестков, что за ними ничего не разглядеть – одна сплошная, накрывающая с головой красота. Отелло на сцене игрушечного театра мучительно долго душит Дездемону. И шпалы становятся символом бесконечности, и русский медведь (опять он!) появится на миг. А пластилиновый поезд все мчится и мчится в игрушечную даль. .
Еще один поезд – в документальной анимации Светланы Тикановой «Поезд едет во мне…», основанной на детских воспоминаниях. Автор рассказывает, как жила в вагоне на путеремонтной машинной станции Дальневосточной железной дороги семья, да не одна. На экране – старые черно-белые фотографии. Взрослая героиня вспоминает за кадром, что отца не помнит, но помнит, как уезжали от него в вагоне под названием «Коробочка». Тогда работники железной дороги, ремонтники перемещались вместе с родными, детьми от одной станции к другой, учились в вагонах, ели и спали. Будучи семилетней девочкой, героиня запомнила, как поезд где-то остановился и больше никуда не поехал. «Я выросла. Поезд ездит во мне…», — признается подросшая героиня.