По фильмам молодых можно судить о том, что их волнует Поделиться
В Калининграде завершился фестиваль короткометражного и дебютного кино «Короче». За главным призом в полнометражной секции вышел режиссер Байбулат Батулла с коробкой на голове. Герои его фильма «Бери да помни» живут в татарской деревне, как могут развлекают оставшегося сиротой внука, исполняют желания победителей домашних игр. Теперь и Байбулат, поучаствовавший в игре одного из телеграм-каналов, должен был появиться в коробке — и появился.
Многие запомнили, как на красной дорожке Берлинского кинофестиваля перед показом «Нимфоманки» Ларса фон Триера вышел актер Шайа Лабаф с бумажным пакетом на голове с надписью «Я больше не знаменит». Байбулат Батулла, последовав его примеру, напротив, заработал баллы в пользу славы. Сам он из Казани, учился в Московской школе кино у Алексея Попогребского, участвовал с короткометражками в конкурсе «Кинотавра» и «Короче», снимал сериалы. А теперь снял трагикомедию на татарском языке, пригласив на главные роли Розу Хайруллину и своего отца — татарского писателя, драматурга, яркого общественного деятеля, режиссера и некогда актера Татарского театра им. Камала Рабита Батуллу. Приглашение отца имело терапевтический характер, поскольку он признался, что после 30-летней семейной жизни наступил кризис. Услышать такое от 83-летнего на тот момент отца — потрясение. И поскольку за советом к психологу родители Байбулы никогда бы не пошли, а фильм наверняка посмотрят, сын решил, что кинотерапии будет достаточно.
Президент жюри и кинорежиссер Борис Хлебников, вручая приз, объяснил свой выбор тем, что главное во что он верит это чувство юмора, а его в фильме Байбуллы предостаточно. Актриса Ирина Розанова на правах члена жюри преподнесла победителю клетчатую рубашку, предназначавшуюся его отцу. Это уже дополнение к официальной награде.
Спецприз вручен «Аквариуму» Ильи Шагалова «За реальность», хотя снял он антиутопию о том, что происходит с человеком в состоянии несвободы. Недалекое будущее Илья снимал в парке новой формации в городе своего детства Краснодаре, обеспечив героям удушающее, стерильное пространство, непригодное для жизни. Стас, которого сыграл Алексей Филимонов, ударил нагло пристававшего ко всем в кафе парня и теперь наказан. Ему вынесено первое замечание, предписаны занятия с психологом по управлению гневом, а в его доме поселяется персональный инспектор Макс, призванный контролировать каждый шаг. Главное для Стаса в сложившихся обстоятельствах — не попасть в анклав. А спасение в том, что Макс оказался человеком не на своем месте, он не утратил способность сопереживать, хотя на такой работе нельзя эмоционально подключаться к подопечному. Жены в этом душном мире оговаривают мужей, успокаивая себя тем, что делают это ради детей. Герои рассуждают о невозможности счастья в условиях постоянного страха попасть в анклав. О какой любви может идти речь, если человек боится дышать. Но сильные мира сего исходят из того, что люди всегда должны чего-то бояться — эффективность меры проверена. Но молодые так жить не хотят. Об этом многие фильмы.
Полина Лазарева оказалась единственной известной дебютанткой. У нее была сильная группа поддержки на фестивале — родители и их друзья. Ее «Чайка» отмечена спецпризом с игривой формулировкой «Мы согласны. Это комедия». О том, что снималась комедия, Полина говорила перед премьерой, хотя в каталоге указали, что это детективный триллер, драма. На самом деле она сняла что-то вроде смысловых галлюцинаций, в которые время от времени погружается жаждущая настоящей любви героиня. В сказочных видениях можно себе позволить даже месть по отношению к неверному возлюбленному и модному писателю по фамилии Чайка.
Самый привлекательный спецприз с возможностью выхода в эфир на федеральном канале достался «Сказкам Гофмана» Тины Барклая. В бывшем Кенигсберге сохранилась улица, где родился немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман, но киносказки наших дней совсем другого толка.
Жюри короткого метра во главе с Алексеем Германом-младшим главный приз вручило смелому в наши дни фильму «Мне надо вам что-то сказать» Евгения Марьяна, затрагивающему ныне запретную тему. Он о людях, конкретной девушке, каких у нас два миллиона и которых волевым усилием пытаются вычеркнуть из жизни.
За режиссуру отмечен снявший «Здесь и сейчас» Павел Королько с последнего курса Сергея Соловьева, который теперь перешел к Николаю Лебедеву. В этой скромной работе многое можно понять о том, что чувствуют сегодня молодые ребята, их тревогу и растерянность. Друзья едут в старой машине, о чем-то разговаривают, ссорятся, встречают по пути девушку на велосипеде, которая поможет им починить автомобиль. А в это время фоном по радио идут тревожные новости, сообщается о мобилизации. Очередные «сто дней после детства» прошли, про них что-то важное мог тонко рассказать Сергей Соловьев. Теперь пришло время его учеников.
Лучшим анимационным фильмом стала снятая на итальянском языке «Расцветшая зима» Александра Бруньковского по мотивам произведений итальянского писателя и сценариста Тонино Гуэрры. Александр, художник по первому образованию, продолжает активно работать в профессии. Он окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Марлена Хуциева. О Тонино Гуэрре уже снимал документальное кино, продолжает дружить с его вдовой Лорой Гуэрра, которая стала ангелом-хранителем «Расцветшей зимы». В ней так тонко улавливается поэтика Тонино, с которым многие из нас успели пообщаться. Герой мультфильма отправляется в итальянский городок на встречу с бывшей женой, ему надо оформить развод, но былое счастье всплывает в памяти и чувствах, открывается целая бездна невысказанных чувств, слов и желаний. Два года Александр Бруньковский рисовал этот воздушный мир, завораживающий ностальгией по настоящему.