В Театре Наций попытались понять причины распавшегося брака героев Толстого по разряду лакшери Поделиться
Новая версия «Анны Карениной» появилась на Малой сцене Театра Наций — «Каренина. Процесс» в постановке Аллы Сигаловой. Знакомая всем история Льва Толстого, природа любви и страсти исследуются в ходе судебного процесса, где слушается дело о самоубийстве Анны Аркадьевны Карениной.
Алла Сигалова — хореограф, заведует кафедрой «Пластического воспитания актера» в Школе-студии МХАТ. Так что можно было ожидать от нее Каренину в танце. Пластическое решение, безусловно, присутствует. Все хореографически выверенно и очень красиво. Сигалова сама сделала инсценировку романа Льва Толстого, оставив трех главных героев — Анну, Алексея Каренина и Вронского. На сцене также присутствуют стороны обвинения и защиты, поскольку идет судебный процесс, где в очередной раз все выворачивается наружу, чтобы понять причину произошедшей трагедии. В том, почему распался брак, пытаются разобраться адвокат обвиняемой — Николай Самсонов и прокурор — это сама Алла Сигалова, нервная, демоническая дама в черном. Ее воздушное платье почти такое же, как у Карениной, которую играет ее ученица по Школе-студии МХАТ Софья Эрнст. Роль изначально на нее и рассчитывалась. Обе — Анна и госпожа Прокурор — как прекрасные блоковские незнакомки в дымке духов и туманов. Анна хороша собой и внешне вполне отвечает нашим представлениям о том, какова должна быть Каренина. Софья Эрнст все грамотно делает, сдержанна в проявлениях чувств, в ней нет надрыва, но и сила страсти сведена к минимуму. В зале присутствовал ее супруг Константин Эрнст, эмоционально воспринимавший происходившее на сцене, что прибавляло градуса действию.
Сценограф Мария Трегубова создала лаконичное черно-белое пространство, напоминающее шахматное поле. Белый планшет сцены, на которой ничего лишнего нет. Есть только темные стулья, покрытые светлыми чехлами, рояль, за которым эффектно сидит Анна. На авансцене установлены кафедры для прокурора и адвоката, откуда они по ходу спектакля апеллируют к присяжным заседателям, в роли которых выступают зрители. Пространство делится на две половины. Часть сцены статична, а вторая ее половина по ходу полуторачасового спектакля медленно поднимается, становится почти перпендикулярной, так что устоять на ней можно, разве что цепляясь за стулья, как за ветки деревьев при подъеме в гору. Происходит это незаметно. Анна и Вронский кубарем катятся в бездну. Костюмы придумала Татьяна Эшба. Они черные, очень элегантные и могли бы украсить модный подиум.
Алексея Каренина сыграл Игорь Миркурбанов, как всегда демонический, источающий темную энергию. При этом его герой способен все понять, принять, простить, преодолеть жажду возмездия, просто идеал. Безудержный темперамент актера здесь слегка погашен — нет открытых страстей, безмерного проявления чувств, все сдержанно и ровно. Очень хорош в своей пылкости Кирилл Власов в роли Вронского. Он, как и Софья Эрнст, — актер МХТ им. Чехова и тоже снимался в «Содержанках». Пожалуй, это первая для него столь заметная роль, а для зрителей — открытие актера. В его Вронском столько искренности и чистоты, чего-то мальчишеского, что меняет расстановку сил. В природе страсти разобрались эффектно, по разряду лакшери, не найдя виновных, всех оправдав.