Поспособствовало «динамичное ценообразование» Поделиться

Триумфаторы, назначенцы, юбиляры, миллионеры, страхи и предчувствия нашего культурного городка — чего только не случилось за год. Подводим итоги, делаем выводы, рассматриваем перспективы.

«Щелкунчик» стал миллионером: подведены культурные итоги года

Реформа года добралась до «Золотой маски». За 30 лет существования национальной театральной премии и одноименного фестиваля это была не первая попытка изменить существующее Положение — его девять (!!!) раз редактировали. И вот наконец новый председатель и секретариат СТД РФ, собрав специалистов, сделали то, о чем так долго говорила театральная общественность, — открыли двери для всех направлений театра, а не только для одного, лишь по формальным признакам современного. Упразднены частные номинации, а заветную «Маску» отныне будет получать спектакль. Недовольных переменами хватает, но Владимир Машков, собственно инициировавший проведение реформы еще год назад, уверен, что это поможет нацпремии стать открытой, честной и объективной.

Переезд года, а возможно, и века, пережила «Троица» Андрея Рублева, которую в конце июня перевезли в Сергиев Посад. В Троице-Сергиевой лавре, согласно договору между РПЦ и Минкультом, она будет находиться как минимум 49 лет. Считай, уехала навечно. Хотя рестовраторы настаивали на консервации. Созданы ли для шедевра подходящие условия — большой вопрос. Специалисты уверены, что вместе с передачей РПЦ «Троицы», а чуть раньше раки Александра Невского в Александро-Невскую лавру, запущен передел музейного фонда в пользу церкви.

Задержание года в середине лета прозвучало как выстрел. Фигурантом уголовного дела стал экс-глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский. Его обвинили в восьми эпизодах получения взяток и мошенничестве, по предварительным данным, на общую сумму более 100 млн рублей. В истории столичной культуры он останется как знаток военной атрибутики, не раз демонстрировавший свои знания на театральных подмостках. При нем открылся концертный зал «Зарядье», зачем-то слили несколько театров и едва уцелела гордость отечественного музыкального образования — детские музыкальные школы. Чиновник готов искупить грехи мздоимства на СВО, но дадут ли ему такую возможность?

Солнце года — взошло в честь 225-летия нашего всего — Александра Пушкина. Согласно статистике состоялось 75 мероприятий. Что ни неделя, то премьера «Маленьких трагедий», «Повестей Белкина», «Дубровского» и даже «Кабаре Пушкина». А также выставки, концерты, лекции, акции, инсталляции — кругом было оно, солнце русской поэзии. Регионы не отставали.

Назначение года. В один июньский день Департамент культуры Москвы резко сменил руководство сразу трех столичных театров. В «Современник» пришел Владимир Машков, в Театр Виктюка — Константин Богомолов, а в Сатиру — Евгений Герасимов. Решение спорное: если о Машкове как о преемнике еще при жизни думала Галина Волчек, то с другими кандидатами явно поспешили. В Сатиру следовало бы отправить Богомолова, у которого жанр сатиры был живее всех живых.

Кинохит года — «Мастер и Маргарита» по одноименному роману Михаила Булгакова — стал лидером проката и самым многострадальным российским фильмом. Его производство затянулось, он сменил первоначальное название «Воланд» (возможно, потому, что главного героя сыграл немецкий актер Аугуст Диль). На производителей картины подавали в суд правообладатели романа, но ничего не добились. Фильму не хотели выдавать прокатное удостоверение из-за высказываний режиссера Локшина — уроженца и гражданина США с русскими корнями, — но ставки были слишком велики, в том числе и финансовые. Дойдя наконец до зрителей, отечественный блокбастер вызвал противоречивую реакцию, вплоть до обвинений в попытках опорочить советское прошлое. Но авторы знали, на что шли, выбрав роман, приносящий несчастья.

Триумфатором года стала «Анора» американского кинорежиссера Шона Бейкера об отпрыске российского олигарха, женившегося на нью-йоркской стриптизерше. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах во многом благодаря участию российских актеров Марка Эйдельштейна и Юры Борисова, и на нее обрушился шквал критики за то, что обошла опусы более значимых режиссеров, ну и за сам факт участия русских (куда же теперь без политики?!). При этом «Анора» — номинант престижных американских премий, включая «Золотой глобус», а дальше наверняка будет «Оскар». Эйдельштейн и Борисов не сходят со страниц ведущих мировых изданий и получили заманчивые международные предложения, вопреки потоку брани со всех сторон.

Обыски года прокатились весной по домам и мастерским художников, которых связывают с делом Петра Верзилова (признан иностранным агентом). Среди них Анатолий Осмоловский (возглавляемый им институт «База» закрыт), Василий Слонов из Красноярска (арт-объект в виде неваляшки с «блатной» символикой уничтожен), Александр Курицын, он же Синий Карандаш (уволен из филиала ГМИИ имени Пушкина). Под подозрение попал и Музей современного искусства PERMM. Похоже, обыски у художников, казавшиеся нонсенсом в начале года, становятся практикой.

Миллионером года стал не человек, а всенародно любимый балет «Щелкунчик», чему поспособствовало «динамичное ценообразование», проводимое администрацией Большого театра. Если еще в сентябре на «Лебединое озеро» можно было попасть за 50 тысяч руб., просто купив билет в кассе театра, то на «Щелкунчик» билеты в кассу не поступали. Решив вступить в смертельную схватку с билетной мафией, Большой отправил зрителей на сайт, который от желания всех и сразу отхватить билетик на балетную сказку, сразу «лёг».

Ажиотаж подогрели аукционом, выставив на продажу места в ближнем партере с номиналом в 50 тысяч при «шаге» в 5000. Рекорд не заставил себя ждать — максимальная цена за лот (4 билета) достигала порядка 1 миллиона 200 тысяч. То есть за билет в 12-й ряд партера на «Щелкунчик» граждане выложили 300 тысяч. Пока рублей. Что будет в следующем году? Поживем — увидим, но после нынешних продаж ясно одно: кто богат — того и тапки. То есть сказка.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Умер Олег Целков: не смог жить без живописи после потери зрения

Дуэль года между двумя Константинами, и к тому же Юрьевичами, из-за одной птички, то есть «Чайки» по Чехову, не состоялась, потому как профессору негоже стреляться с пятиклассником. Двух премьерных «Чаек» сравнивать невозможно, поскольку Богомолов на Бронной своей постановкой задал такую высокую планку современному театру, адаптации в нем классики, работе с актерами, до которой не всякий профессиональный режиссер дотянется. Не то что актер, впервые попытавший режиссерского счастья в театре.

Возвращение года длиною в шесть лет. Именно столько времени картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (полное название) была скрыта от глаз публики. Шесть лет назад вандал, возмущенный содержанием полотна, изрезал его. Спасая шедевр, Грозному и его наследнику в Третьяковке создали поистине царские условия: открыли мастерскую, оснащенную новейшим техническим оборудованием, специально разработанным для спасения репинского шедевра. Четыре года трудились реставраторы, еще два ожидали специально разработанного для него эксклюзива — «бронежилета». Теперь обоим Иванам ничто не угрожает.

Ожидание года связано с селом Сонцовка, где родился Сергей Прокофьев. Развивая наступление на Красноармейском направлении, наши войска еще в ноябре начали бои за малую родину всемирно известного композитора. С этого момента в напряжении находились все — Музей Прокофьева в Москве, Донецкий краеведческий музей, филиалом которого до захвата Сонцовки ВСУ был расположенный там Музей Прокофьева. И еще десятки думающих и понимающих важность момента людей из Донбасса и «материковой» России. Обоснование, почему крохотное село, состоящее из пяти улиц и нескольких десятков домов, стоит всех переживаний, сформулировал директор Донецкой филармонии: в ДНР нет своей Ясной Поляны или усадьбы Чайковского в Воткинске. Поэтому новость об освобождении села — даже если музей погибнет, даже если памятник Прокофьеву пострадает — в Донецке встретят со слезами на глазах.

Актер года Юра Борисов к своим 32 годам снялся в 69 фильмах. И если прежде он был номинантом Европейской киноакадемии благодаря российско-финской картине «Купе номер 6» (Гран-при Каннского кинофестиваля), то теперь стал номинантом нескольких американских кинопремий, включая «Золотой глобус», лауреатом кинокритиков Лос-Анджелеса и Сан-Франциско как лучший актер второго плана в «Аноре». Ждем «Оскар». А Юра продолжает работать в российском кино. После «Купе номер 6» он говорил, что такого витка у него больше не будет. И оказался… неправ.

Юбилей года отметил композитор Владимир Дашкевич. Любимый публикой и сверхпопулярный музыкант, философ и кибернетик, практик и теоретик принадлежит к числу великих личностей нашего времени. Он один из немногих современных композиторов, кто сочиняет симфонии и оперы и при этом пишет мелодии, которые остаются у всех на слуху. И теперь, на десятом десятке, он продолжает творить: опера, оратория для хора и солистов, книга, подготовка культового мюзикла — ни дня без события и творчества.

Выставку года устроил Эрмитаж. «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» благодаря дизайну и архитектуре проекта, за которые отвечали Эмиль Капелюш и Юрий Сучков, превратился в театральный пир во время чумы. Невероятно разыгранное действо погружало посетителей музея в непростое время, когда так ярко и натуралистично писали яства и дичь. На фоне эрмитажного проекта та же тема в Пушкинском, где натюрморты Снейдерса и учеников развесили по классике, смотрится провалом. Впечатление провала усилил новый логотип музея с совместными монограммами из букв «П» и «М».

Гастроли года состоялись — Мариинка приехала в Большой, а Большой поехал в Мариинку. Событие можно считать историческим. На протяжении 20 лет об этом говорили, но дальше разговоров почему-то дело не шло. То есть хотели все, но кто-то злой и жадный (кто бы это мог быть?) встал на пути взаимообмена большим искусством. И вдруг по мановению волшебной палочки (и понятно, в руках какого дирижера!) все переменилось, и московские балетоманы наконец увидели масштабные спектакли Мариинского «Дон Кихот» и «Бахчисарайский фонтан».

Предчувствие года, страшное и ужасное, поразило столичные театры в ожидании продаж билетов по паспортам. Все начнется только 15 марта 2025 года, но уже сейчас зрители, не желающие головной боли при посещении театра, отказываются покупать билеты, а дирекция театров подсчитывает убытки. Страх небезосновательный — авторами пилотного проекта не учтены многие факторы и не просчитаны риски. Например, приход в театр с детьми, которым неизбежно придется стоять на улице, пока их мама или подслеповатая бабушка судорожно достает из сумки свидетельство о рождении, и (внимание!!!) только оригинал. Самый эффективный способ закрытия театра найден — уверены те, кто в них работает. Потирают руки только цирковые — эксперимент пролетел мимо них.

Угроза года возникла под самый конец, когда в Сирийской Арабской Республике неожиданно рухнула власть Башара Асада. Конечно, свергнувшие законного президента экстремисты — ребята помягче, чем те, кто кувалдами крошил и взрывал статуи в Пальмире, но эксперты говорят, что судьба античных («языческих»), христианских и как минимум алавитских памятников культуры под вопросом. А если копать глубже, то существует угроза существованию малых сирийских селений, в которых царил межконфессиональный мир и столетиями сохранялись уникальные элементы этнографии, которые считаются памятниками культуры, просто нематериальными.

Трусы года изготовили из газет «МК» для картины Ивана Симонова, представленной на ярмарке современного искусства Сatalog. Вообще-то на полотне морячок изначально был изображен в стрингах, но подобное «распутство» посчитали неприличным. И так на служивом появились газетные трусы, которые шли ему куда больше, чем какие-то там стринги, и потому привлекли внимание к полотну.