Фронтовой парадокс Горловского художественного музея Поделиться

Увеличение интенсивности обстрелов Горловки наполнило особой остротой вопрос о сохранности шедевров русской живописи, хранящихся в местном художественном музее. В декабре 2023 года украинская армия ударила по нему (и расположенной рядом школе №4) достаточно сильно. К счастью, тогда фонды не пострадали, однако взрывной волной было выбито остекление и получило повреждение панно на фасаде здания. Но что будет в следующий раз, если в новых сводках каждый день мы видим одни и те же сообщения: «Горловка. Центр. Прилет»? Не лучше ли временно вывезти картины и скульптуры в российский «тыл»? С этим вопросом корреспондент «МК» обратился к директору Горловского художественного музея Светлане Стрельцовой.

Картины под обстрелами в ДНР: где безопаснее для шедевров русской живописи

«Обстрелы действительно участились. На прошлой неделе было два прилета подряд около исторического музея, который буквально в пятистах метрах от нас», — подтвердила Светлана Васильевна.

— В первые годы силовой операции Киева против Донбасса было труднее, чем сегодня?

— В феврале 2015 года в доме напротив музея взрывом снаряда снесло часть крыши. В здании музея вылетели все стекла в окнах, но полотна не пострадали, при этом испуг мы пережили очень сильный. Разрывы случались и около четвертой школы, вокруг нас что-то происходит постоянно, потому что мы – центр.

— С начала спецоперации в каком формате работает музей?

— 18 февраля 2022 года нам поступил приказ Министерства культуры ДНР о приостановке проведения культурно-массовых мероприятий с очным присутствием граждан. С этого момента для посетителей музей закрыт, но сотрудники проводят виртуальные выставки, мастер-классы, викторины, создают просветительские видеоролики, пишут научные работы, проводят лекции, участвуют в проектах.

— Где все это время находятся картины?

— В бетонированном помещении за железными дверями. В этом плане мы спокойны.

— Когда их переместили из залов туда?

— 18 февраля 2022 года до особого распоряжения!

— Насколько надежно фондохранилище Горловского художественного музея? Его построили при СССР или после «Русской весны»?

— При Советском Союзе. Мы занимаем первый этаж четырехэтажной «сталинки» — добротного здания 1957 года с мощными стенами и высокими потолками.

— Вообще откуда в Горловке так много подлинников произведений русских мастеров? Особенно меня интересует история поступления коллекции из 28 картин Николая Константиновича Рериха: казалось бы, где Рерих, а где – Донбасс…

— Начну с того, что в нашем музее копий нет вообще, все, что есть – это подлинные работы. Зарубежные авторы не представлены, зато есть прекрасная русская, советская и современная российская живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство.

— Назовите самые яркие имена.

— Иван Айвазовский, Василий Тропинин, Николай Ге, Михаил Врубель, Василий Поленов, Юлий Клевер, Илья Репин, Исаак Левитан, Борис Кустодиев, Константин Коровин, Евгений Лансере, Марк Антокольский, Николай Дыдыкин. Замечательные мастера Советской Украины: Татьяна Яблонская и Николай Глущенко.

— И все-таки – откуда Рерих в шахтерском городе?

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Театр Олега Табакова показал премьеру спектакля «Наследники» по популярной русской пьесе

— Работы Рериха находятся в Горловском художественном музее благодаря первому директору Борису Бородину, который познакомился с известным московским коллекционером Сергеем Мухиным. Плюс ко всему в 1957 году, когда мы только начинали создаваться, центральная советская пресса – газеты «Известия» и «Правда» – публиковали заметки о художественной галерее в маленьком провинциальном шахтерском городе Горловка. Эта новость привлекла внимание коллекционеров и художников, которые стали нас активно одаривать. 

Коллекцию живописных и графических работ Николая Рериха Сергей Мухин подарил нам в 1962 году, а вместе с ней «Арабскую конную игру» и другие скульптуры малой пластики Евгения Лансере.

— Из Москвы, в том числе на уровне отдельных депутатов Госдумы, звучат предложения временно эвакуировать из ДНР, к примеру, бесценные материалы патентного фонда, которые немыслимо было бы утратить в условиях боевых действий. Но разве живопись – что-то менее ценное? Что по поводу гипотетической «арт-эвакуации» думают в Минкультуры республики?

— Я могу ответить только от себя: картинам безопаснее будет оставаться в Горловке. Перевозка специализированным транспортом – очень серьезное дело. Не забывайте, что наши дороги (в первую очередь – трасса «Горловка-Донецк», — И.В.) постоянно обстреливаются.

— Дома и стены помогают?

— Когда случалась «сработка» (ложное срабатывание охранной сигнализации), прибегали сотрудники музея. И мы вместе, несмотря на бомбежку, обходили залы, проверяя, все ли в порядке. У нас спрашивали: вам что, жизнь не дорога?

— Фонды Горловского музея пополнялись после 2014-го?

— С 2014 года по 2022-й к нам поступило 57 новых работ. В 22-м ростовский художник Владимир Карначев безвозмездно передал свои картины «Слезы» и «Горловская Мадонна» (посвященную гибели в результате обстрела ВСУ 23-летней Кристины Жук и ее девятимесячной дочери летом 2014-го).

В феврале 2024-го нам подарили выставку «Художники Кузбасса – Донбассу», по итогам которой фонды пополнились 33 произведениями мастеров Прокопьевска. А последнее поступление – настольная медаль имени Петра Николаевича Горлова, врученная 29 апреля администрацией города в связи с 65-летием музея.

— Сколько всего единиц хранения?

— 3686.

— В рамках интеграции сферы культуры ДНР и ЛНР в общероссийское пространство необходимо внести экспонаты музеев в единый Госкаталог. Насколько это сложный процесс?

— Мы начали это делать, но сложности действительно огромные. Во-первых, программа «1С», нам поставленная, оказалась ограниченно функциональной, нужно доплачивать немалую сумму, чтобы пользоваться ею полноценно.

Мы звонили в Москву – нам пообещали поддержку.

Но это не все проблемы.

Да, стараемся, как можем, выполняем годовой план работы музея, но многие наши сотрудники уехали – мы крайне нуждаемся в программисте, художнике-реставраторе. Научных сотрудников осталось три из шести!

— «Кадровый голод» — это общая проблема для учреждений культуры новых территорий. Надеюсь, со временем их удастся преодолеть.

— Я тоже на это надеюсь.