Сын именитых ярославцев подал пример Поделиться
В Ярославле на XXV Волковском театральном фестивале, который открылся в начале недели, вручили премию двух известных в ярославских краях артистов — Сергея Тихонова (народный СССР) и Натальи Терентьевой (народная РФ). Премия уникальна, потому что учредили ее не государственные или общественные организации, а сын этих двух великих в своей профессии людей. Что стало поводом задуматься о том, почему дети других, более известных, чем ярославцы, артистов и не думают оставить истории именные премии. Ведь таким образом во времени длится память об их известных родителях.
тестовый баннер под заглавное изображение
Премию Тихонова и Терентьевой учредил их сын Никита, продюсер, сценарист, живущий в Москве, еще пять лет назад, аккурат перед пандемией. И с тех пор вручает ее из года в год, невзирая на ковидные и прочие ограничения. В премии всего две номинации — «лучшая мужская» и «лучшая женская» роли в сезоне. Причем соискателями становятся актеры всех театров Ярославской области. За пять лет ее получали актеры ТЮЗа (кстати, самая первая прилетела сюда), кукольного театра (а он в театральной России один из сильнейших) и, разумеется, Первого русского — имени Федора Волкова.
На этот раз выбор экспертного совета пал на двух актеров именно Волковского театра — Татьяну Коровину (за роль Маргариты в одноименном спектакле, поставленном по роману Булгакова) и Юрия Круглова (за создание сразу трех образов в этом же спектакле). И впервые за пять лет сделали исключение и вручили специальный приз — его получила старейшая актриса Волковского театра Ирина Чельцова.
Кто же такие эти ярославские артисты, которых в столице не особо знают, но чьи имена носит премия? Сергей Тихонов в 20 лет добровольцем ушел на фронт, служил помощником командира взвода санитарного отдела, затем санинструктором стрелковой бригады Западного фронта. Состоял во фронтовой бригаде и войну закончил в качестве артиста 2-го Украинского фронта. После войны 36 лет прослужил в Волковском театре, сыграв на его сцене более ста ролей.
Его супруга — Наталья Ивановна Терентьева — за 63 года работы в Первом русском сыграла более 60 ролей, была депутатом городского и районного советов, благодаря ее усилиям в Ярославле появилась первая Детская школа искусств. И первой в Ярославской области она стала обладателем «Золотой маски» в номинации «За честь и достоинство».
Актерская супружеская пара в начале 60-х начала преподавать в местном театральном училище, и студенты называли их не иначе, как папа Серёжа и мама Наташа. «И никого других студентам так больше не хотелось называть», — рассказала их воспитанница, а теперь заслуженная артистка России Ирина Чельцова.
— Актерская премия сейчас, может быть, важна как никогда, — сказал на вручении ректор Щепкинского театрального училища, профессор Борис Любимов. — Мы долго спорили: какой театр важнее — актерский, режиссерский? А сейчас, когда научно-технический прогресс позволяет ввести в театрах всё что угодно (экраны, микрофоны, роботов и так далее), всё это лишает актеров мимики, живого слова, речи, пластики. Когда ты благодаря прищуру глаз актера или его улыбке, или его грозному голосу, или шепоту можешь разгадывать тайны психологии того или иного персонажа… Я все-таки стою за то, что актер в чистом виде, бог даст, на моем веку не утратит своего значения в жизни русского театра.
Напомнив зрителям слова Евтушенко «Поэт в России больше, чем поэт», Любимов подчеркнул, что в России актер больше, чем актер. Что Федор Волков был не просто выдающимся актером, но и сподвижником императрицы Екатерины II, участвовал в ее приходе к власти, делал маскарад в честь ее воцарения. Да и другой ярославец — Иван Дмитриевский — был академиком: «И эта традиция жива и дальше, от Щепкина, Станиславского до наших дней, когда крупнейшие актеры становились важнейшими государственными деятелями».
После вручения премии я поговорила с сыном Тихонова и Терентьевой.
— Никита, как вам пришла идея учредить премию имени своих замечательных родителей?
— Когда родителей не стало, мы с женой сначала думали устроить в их квартире музей, но жить в Москве и организовывать работу квартиры-музея в Ярославле довольно сложно: надо содержать штат, охрану, смотрителей и так далее. И мы учредили премию, это оказалось экономически возможно для нас. А премия будет жить очень долго — пока жив я, оба моих сына. Один из внуков сказал мне: «Мы продолжим».
— Кто принимает решение при выборе того или иного кандидата на вашу фамильную премию?
— Мы создали экспертный совет, в него входит семь человек, возглавляет его Борис Любимов. Нам удалось найти правильную тональность при обсуждении кандидатов на премию.Но материально нас никто не поддерживает, и этого не надо. Моральная же поддержка, конечно, всегда нужна, и мы ее нашли в Министерстве культуры области, в Союзе театральных деятелей. Каждый из номинантов получает по 100 тысяч рублей, причем все необходимые налоги платим мы, они не должны думать об этом. Мы поняли, что эта премия нужна артистам. У нее есть авторитет.
И вот возникает вопрос — как же так, в стране, особенно в столице и в Санкт-Петербурге, нет ни одной премии, которую учредили бы наследники наших великих актеров. А ведь среди них есть вполне успешные бизнесмены, продюсеры, артисты с именами — продолжатели актерских династий, режиссеры… Но почему-то никто из них до сих пор не заявил о желании сделать фамильную премию. Причем на свои собственные, без государственной поддержки.
Справедливости ради надо сказать, что в Москве за последние годы появилась только одна именная премия для студентов Щукинского театрального института — Владимира Этуша, которую учредила и три года подряда вручает его вдова Елена Этуш. Других примеров в столицах мы не знаем. Только в одном Ярославле. Пока. Может быть, пример столицы Золотого кольца кого-то вдохновит.
— У великих актеров много детей, но действительно, как-то они не очень спешат увековечить память своих родителей таким образом, — высказал на этот счет свое мнение Борис Любимов.