Молодые кинематографисты все больше рассказывают о «постаревшей молодости»

32-й Открытый российский кинофестиваль начался в Сочи с показа фильма «Нас других не будет» Петра Шепотинника о тех, кого уже нет, — Алексее Балабанове и Сергее Бодрове-младшем. 20 сентября исполняется 19 лет с той поры, как съемочная группа «Связного», второй картины Бодрова, погибла в Кармадонском ущелье. Балабанов до конца своих дней твердил, что должен был с ними погибнуть. Именно он подсказал Сергею место съемок и опекал его как сына. «Если бы знать», — на все лады повторяли в тот вечер чеховские три сестры в исполнении Алисы Хазановой, Дарьи Екамасовой и Анны Шепелевой.

Петров дебютировал в режиссуре: почему снимают одних и тех же

И вся жизнь пронеслась перед глазами. Правда, Сельянов сказал «МК»: «Не вся. Еще поживем». Он привез в Сочи смокинг, но надевать не стал, чтобы не усугублять пафос момента. Фрагменты его режиссерских работ, о которых молодое поколение, как выяснилось, и не подозревало, особенно «Время печали еще не пришло» с монологом Петра Мамонова произвели сильное впечатление. А потом был фильм Петра Шепотинника, и вместе с авторами на сцену вышли Вячеслав Бутусов, песни которого так любил герой Бодрова Данила Багров, а также администратор съемочной группы «Связного» Дмитрий Шибнев, ставший свидетелем трагических событий под Владикавказом. Трагедия произошла в 2002 году, когда в Кармадонском ущелье, где шли съемки, сошел ледник. 27 декабря 2021 года Сергею Бодрову исполнилось бы 50 лет. Впервые мы узнали о нем здесь же, в Сочи, когда состоялась премьера фильма его отца «Кавказский пленник», а он сыграл главную роль. Тогда же он познакомился с Алексеем Балабановым, искавшим исполнителя главной роли для «Брата». После встречи он позвонил жене Наде Васильевой и сказал: «Я нашел парня», — и попросил сварить суп. Она сварила гороховый, перелила в бидон, и Алексей, вернувшись из Сочи в Питер, поехал с ним на дачу писать сценарий. Теперь дочь Сергея — Ольга Бодрова — 1 дебютирует на «Кинотавре» в картине Николая Хомерики «Море волнуется раз».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Искусствовед объяснила, как менялись письма в Художественный театр и лично Станиславскому

Возрастной диапазон начинающих кинематографистов впечатляет: от 14 до 72 лет. То есть разрыв между участниками составляет почти 60 лет. Открыл конкурс 15-минутный «Ангел» Александра Петрова, которому было труднее других, — поскольку он самый именитый дебютант, с него и спрос соответствующий. Кино это о самом себе. И главную роль сыграл тоже Петров. Его герой — аниматор в дурацком розовом костюме непонятно какого существа. Вместе с другом Зеброй он работает в центре Москвы, страдая от актерской невостребованности. Он завидует мажору, которого сыграл Иван Янковский и которого якобы продвигают какие-то олигархи (так и про Петрова говорят). В общем, дебютант поиронизировал над самим собой, востребованным артистом, который снимается, как многие считают, в каждом втором фильме. В костюме ангела главный герой спасет девушку, готовую спрыгнуть с крыши, после чего к нему в соцсетях обращаются Данила Козловский и… Александр Петров. А Клим Шипенко приглашает в свой новый фильм.

Пока от короткометражного конкурса впечатление скромное. Вся энергия начинающих режиссеров направлена не на жизнь, а на происходящее в соцсетях. Кого-то там травят, а мать жертвы жестоко мстит обидчикам, кто-то сидит в стриме, мечтая заработать денег на поездку в Париж. У начинающих режиссеров снимаются популярные и уже маститые актеры, с которыми они не справляются. Работы молодых захлестывает переизбыточность во всем и, что самое печальное, отсутствие вкуса. Многие картины старомодные, линейные, лишенные оригинальных идей, авторского своеобразия. Такое ощущение, что снимали не молодые, а старики. И хотя хронометраж у фильмов небольшой, они бесконечные. Вспоминаются слова из песни Манижы, прозвучавшей здесь в день открытия: «Пока ты пишешь первый том о нашей постаревшей молодости».