Музей открывает серию выставок к своему 150-летию роскошным проектом

Роскошные и изящные, расшитые золотом и драгоценными камнями, украшенные кружевами и орнаментами – блеск нарядов императорского двора застит глаза. Первая в серии юбилейных проектов выставка, приуроченная к 150-летию Исторического музея, представляет уникальные придворные костюмы середины XIX — начала XX века. Они приехали в Москву из Санкт-Петербурга. Некоторые экспонаты показываются впервые.

Одежду русских царей и их приближенных выставили в Историческом музее

  Попав в выставочный комплекс Исторического музея, кажется, что оказался в прошлом – причем, сразу на придворном балу. Вот-вот заиграет музыка и начнется маскарад… Вокруг десятки женских и мужских костюмов, в которых некогда блистали на балах представители высшей знати. Впрочем, в экспозицию попали и повседневные наряды, но для нас, сегодняшних, и они кажутся невероятно роскошными. Вот, например, домашний туалет императора Александра III: халат из серебряного глазета сияет благородным лоском, а ночная сорочка украшена аккуратной вышивкой (красным по белому вышит вензель и число 66 – год, когда император женился на Марии Федоровне). Царь-миротворец считался скромным в бытовых вопросах. В повседневной жизни носил в основном военную форму, но, бывало, облачался и в штатский костюм. В этом можно убедиться по экспонатам  экспозиции. 

   А вот его супруга Мария Федоровна слыла настоящей модницей. О восхитительных нарядах очаровательной шатенки с карими глазами говорил весь свет: она любила яркие ткани и контрастные цветовые сочетания. Ее платья занимают отдельный зал – всего их здесь 18 штук. Даже после рождения шестерых детей императрица сохранила тонкую талию (65 см в обхвате) и не упускала шанса подчеркнуть свою стройность и изящество. Она следила за всеми модными новинками. Любимым кутюрье императрицы был Чарльз Фредерик Ворт. Один из первых представителей высокой моды установил себе за правило выезжать на примерки только к императрице Франции Евгении, супруги Наполеона III, остальные монаршие особы приезжали со всей Европы в его парижское ателье. Однако для Марии Федоровны модельер сделал исключение. Он отправлял ей в Петербург эскизы и образцы тканей, а после одобрения, высылал готовые наряды. 

После смерти супруга Мария Федоровна сменила гардероб: на место ярких цветным нарядам пришли более строгие тона – черный, серый, кремовый. Она по-прежнему тщательно следила за последними тенденциями, при этом соответствовала статусу вдовствующей императрицы и намерено немного «запаздывала» в гонке за парижской модой. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  На «Артдокфесте» Сокуров резко раскритиковал Минкульт

Придворные наряды того времени были своеобразным языком, по ним можно было читать настроение, ранг и положение человека. Каждой детали уделялось внимание. Каждое мероприятие, будь то церковный обряд или обед с иностранными послами, требовало своего этикета в одежде. Мода была не просто для красоты или бахвальства – существовал прописанный свод правил. Для каждого случая – свой костюм и атрибутика. 

Особое восхищение у зрительниц вызовет представленные на выставке аксессуары: туфельки, чулки, веера. Обувь – как из сказки. Потрясает изыском галерея миниатюрных туфель из коллекции Марии Федоровны: у нее был 33 размер, как у Екатерины Великой. Есть и обувь Аликс, Александры Федоровны, супруги Николая II, которая, несмотря на прекрасный вкус, предпочитала спокойные сдержанные наряды, а туфли любила с узким носом. Есть в экспозиции и наряды Зинаиды Юсуповой – одной из самых ярких красавиц времени правления Николая II. Она славилась тонким вкусом и обожала балы, говорят, в ее гардеробе было не меньше трех тысяч пар обуви. Юсупова могла бы перещеголять императрицу, но старалась сдерживать себя, таковы были правила хорошего тона.

– Выставка из Эрмитажа у нас в гостях – особое событие для Исторического музея, – сказал на открытии директор ГИМ Алексей Левыкин. – Этот уникальный по составу и разнообразию проект стал первым в череде гостевых юбилейных мероприятий, приуроченных к 150-летию нашего музея. 

Следующая гостевая выставка приедет сюда из Италии. В конце марта в ГИМ представят графические работы Альбрехта Дюрера из коллекции Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии (Ломбардия). В экспозицию войдет более 120 гравюр мастера, в том числе знаменитая серия «Апокалипсис», созданная немецким мастером в 1496–1498 годах после путешествия в Италию. Иллюстрации к последней книге Нового Завета стали первой крупной работой молодого художника.