Ишак заговорил голосом Миронова
Кинорежиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов поставил в Театре Наций кукольный спектакль «Ходжа Насреддин» о фольклорном герое Востока, которого многие полюбили в детском возрасте благодаря книгам Леонида Соловьева. Работа с марионетками на драматической сцене сама по себе уникальна, да и для постановщика она стала дебютной.
На заре туманной юности Тимур Бекмамбетов учился в Ташкентском театрально-художественном институте, получил профессию художника театра и кино. Он давно мечтал рассказать историю про Насреддина и вот теперь поставил спектакль о вечном стремлении к свободе и любви. А предшествовал ему еще один интересный опыт. Летом 2019 года в Татарстане, в старинном Свияжске, три кинорежиссера — Елизавета Стишова, Игорь Волошин и Тимур Бекмамбетов поставили в течение 10 дней спектакли на пленэре в рамках театральной лаборатории. Работала на проекте и Наталия Фишман, ставшая женой Тимура в том же 2019 году. В своем блоге она назвала его спектаклем-променадом. Бекмамбетов поставил «Ходжу Насреддина» на берегу Волги при свете факелов. Зрители сидели на песке, ходили по нему за актерами и чувствовали себя словно в пустыне.
Когда Тимур приступал к работе в Театре Наций, о куклах не было и речи. Предполагался драматический спектакль с участием звезд — Евгения Миронова, Константина Хабенского, Чулпан Хаматовой, Виктора Вержбицкого, Игоря Золотовицкого, Елизаветы Боярской и Инги Оболдиной. А дальше произошла ошибка в программировании. Регулярно собирать таких востребованных артистов в один день и час — задача вряд ли осуществимая. Было принято революционное решение заменить актеров куклами, сохранив их голоса. Фонограмма, конечно, не лучший выход, поскольку лишает выход артиста на сцену живой энергии. Но в Театре Наций сумели мертвечины избежать, и зритель никакой подмены не чувствует. Переселение душ произошло органично, а физиономические особенности некоторых актеров перешли к их марионеткам-дублерам. В Ходже Насреддине угадываются черты Константина Хабенского. Его герой оказался не комическим плутом, скорее, трагическим философом, мусульманским Дон Кихотом. А его верный оруженосец Ишак, намеренно или случайно, стал главным героем спектакля. Он заговорил человеческим голосом и начал летать. Его роль виртуозно сыграл за кадром Евгений Миронов. Мы следим за происходящим глазами Ишака, помогающего Насреддину вернуть невесту Махабатт, «проговоренную» Чулпан Хаматовой. Захваченная эмиром Тимуром (Тамерланом) красавица томится во дворце. В ее голосе иногда угадываются интонации Раисы Максимовны Горбачевой, которую Чулпан играет в Театре Наций в спектакле «Горбачев».
У Ишака тоже есть дама сердца — белая Кобылица, говорящая голосом Елизаветы Боярской. Она для него все равно что Дульсинея Тобосская для Дон Кихота. Между ними возникает такой диалог: «С любимыми не расставайтесь». — «Кто это сказал?» — «Пока никто». Герои стары как мир, а говорят современным языком.
Эмира Тимура озвучил давний друг Бекмамбетова еще по Ташкенту Виктор Вержбицкий. Когда на сцене появляется его герой, в памяти всплывают помпезные исторические ролики банка «Империал», которые снимал когда-то Бекмамбетов.
Сцена декорирована как шкатулка, где собраны сокровища сказочных мечетей и мавзолеев древней Бухары или Самарканда, того загадочного Востока, каким его себе многие представляют. Опытный Тимур Бекмамбетов знает запросы массовой аудитории и отвечает ее ожиданиям. Его вдохновляла черно-белая картина «Насреддин в Бухаре» 1943 года, и решение сценического пространства напоминает экран кинозала. Только он не белый, а черный. По нему все время движутся герои. Они вечно в пути. За черной ширмой работают кукольники Максим Кустов, Евгений Шавкунов, Екатерина Малетина, Ренат Шаймарданов из Театра кукол имени Образцова и Александр и Наталья Третьяк из Московского областного театра кукол. Прежде чем они выйдут на поклоны, мы увидим их лица как в увеличительное стекло. Это эффектный трюк — своего рода крупный план. Как в кино.
Пьесу о Насреддине Тимур Бекмамбетов написал в соавторстве с драматургом и режиссером Ильгизом Зайниевым из казанского театра кукол «Экият». А помогала рождению спектакля Анна Викторова — племянница Бекмамбетова, художественный руководитель Петербургского театра кукол KUKFO (Кукольный формат), продюсером которого он сам является. Ее пригласили в Театр Наций в тот момент, когда родилась идея замены актеров марионетками. Анна стала художником-постановщиком, режиссером и автором кукол. Сама по себе история создания «Ходжи Насреддина» достойна документального фильма.