Анна Большова: «Мы все в него были влюблены» Поделиться

Через год исполнится 90 лет со дня рождения Марка Захарова. Его нет уже три года. О предстоящей дате в московском Ленкоме, которым он руководил в течение 46 лет, помнят, готовятся к ней. 27 октября нынешнего года театр отметит 95-летие. Накануне юбилея ведущие актрисы «Ленкома» поделились очень личными воспоминаниями о Марке Захарове.  

Накануне 90-летия Марка Захарова актрисы признались в своих страхах и любви

— В нашем театре Марка Анатольевича никто не забывает, — говорит Олеся Железняк. — Чтобы я ни делала, всегда думаю о том, как бы он оценил мою работу, что бы сказал. Мой приход в «Ленком» связан с невероятной болью. Я училась на втором курсе, когда Марк Анатольевич пригласили меня поучаствовать в спектакле «Варвар и еретик».  Я пришла в театр, увидела там людей из телевизора, всех звезд, которые только могут спуститься с небес — Армена Джигарханяна, Олега   Янковского, Александра Абдулова, Леонида Броневого, Александра Збруева, Инну Чурикову, Александра Лазарева, Александру Захарову.  Мне казалось, что страшнее этого театра нет ничего на свете.  Все было мучительно.

Я пришла знакомиться. Марк Анатольевич велел идите к нему в кабинет и разучивать  песню плакальщиц. За пять минут я ее выучила и вошла под звук собственных шагов в зал, где сидели все знаменитые артисты. Их было много. Марк Анатольевич сказал: «Покажите нам, как вы исполните песню». В звенящей тишине, с сильным головокружением я спела ее на высоких нотах, какие до этого никогда не брала. Нависла зловещая пауза. Ее нарушил Александр Гаврилович Абдулов. Он сказал: «Если бы меня так попросили спеть, я бы умер». 

Честно скажу, я была близка к обмороку. Дальше началась двухмесячная пытка. Я каждый день приходила на репетиции и думала о том, чтобы хоть что-то случилось, и их отменили. Однажды обледенели провода у троллейбусов, и было трудно добраться.  Я думала, хорошо бы происходило что-то такого порядка и дальше. Я не могла соотнести себя с этим театром, считала себя недостойной этих людей.   Попытка вхождения в театр оказалась неудачной. Через два месяца я  из него выбыла, так как не справилась. На четвертом курсе Марк Анатольевич опять меня пригласил уже в спектакль «Мистификация», и я поняла, какие чудесные и вдохновенные люди работают в «Ленкоме», театре, которому я  благодарна  за все. 

Мария Миронова привела на открытие выставки, посвященной 95-летию «Ленкома», своего трехлетнего сына Федора. Он такой трогательный и хрупкий. Мария говорит, что сейчас не так много занята в театре, гораздо больше снимется в кино и занимается воспитанием сына. Она рада, что он увидел выставку. Хотя, что мог понять в столь юном возрасте, сказать сложно, но вел себя идеально, несмотря на скопление людей, и даже попозировал перед камерами вместе с мамой. 

— Для меня Марк Анатольевич был не только учителем и воспитателем, — говорит Мария Миронова. — Мы в театре все как родные. Когда воспитываешься в одной семье, у тебя есть общий с ней дух. Ты смотришь людям в глаза, и ничего не надо объяснять. Ты с ними на одной вибрации. У нас единый менталитет благодаря Марку Захарову. Я рада, что сегодня со мной в театр пришел мой младший сын Федя. Он уже не застал Марка Анатольевича и никогда его не увидит. Но на уровне   общения, необязательно на сцене, даже дома, он что-то важное почувствует, поймет какие-то глубинные вещи.  Я с детства встречалась с потрясающими людьми, но не могу поставить никого рядом с Марком Захаровым. Не знаю, какого еще  педагога в жизни назвать такой величины. Его не стало. После этого ушла моя мама (актриса Екатерина Градова, которую все знают по роли радистки Кэт в сериале «Семнадцать мгновений весны» — С.Х.). Гораздо раньше ушел мой отец (актер Андрей Миронов – С. Х.). Марк Анатольевич был для меня из этой категории. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  На фестивале «Кинопроба» в Екатеринбурге показали фильмы начинающих режиссеров

Марк Анатольевич был очень строгим человеком. Часть коллектива замирала, когда он появлялся, начинала волноваться, боялась его. Но несмотря на этот страх, он попадал глубоко в сердце, так что становился родным. Я его всегда так чувствовала.

— Марк Анатольевич  — кумир, мастер, учитель, отец родной, — вспоминает  Анна Большова. — Я неоднократно слышала от коллег, с которыми  встречалась на съемках, что они чувствуют дух захаровских артистов на площадке. Я спросила у режиссера, у которого мы снимались с Татьяной Кравченко, в чем это выражается. Он ответил: «Вы существуете в сериале,  а кажется, что у вас еще есть где-то там целая жизнь». Как-то Александр Абдулов сказал: «Мы все захаровские выкормыши и работаем с голоса». У каждого из нас звучит интонация Марка Анатольевича. 

Он был настолько талантливый, настолько красивый человек. Думаю, что все наши женщины согласятся со мной в том, что мы были в него влюблены. Когда я приходила в театр, у меня сердце начинало биться так, как перед встречей с любимым человеком. «Ты волнуешься?», — интересовались коллеги. «Нет, совершенно не волнуюсь», – отвечала я. И смотрела в свое отражение в зеркале, и видела, что вся покрылась красными пятнами после разговора с Марком Анатольевичем. 

Он гениально показывал, но говорил, что делает это плохо, плакатно, а мы должны были сделать талантливо. Когда Марк Анатольевич взял меня в театр и   выпускал со мной «Мистификацию», то он показывал, как Наоми Кэмпбелл соблазняет. Он стоял у меня за спиной в светлой рубашке и пиджаке и показывал, как это происходит. Я смотрела на него через зеркало. А потом он засмущался и вышел.  Он единственный и неповторимый. Его уход из жизни был  естественным, но все равно абсолютно неожиданным. Это было невыносимо больно.  Нас  его уход  еще больше сплотил.