Уличное искусство вышло на новый уровень

Фестиваль «Здесь и сейчас» проводится в третий раз, и всегда — в новом формате. В этом году он вышел в город, чтобы удивить москвичей необычным паблик-артом. Главные объекты разбросаны по разным точкам столицы — сейчас их 10, скоро будет 15. Все они останутся в городе навсегда, но, вероятно, поменяют свое местоположение. Среди арт-объектов — не только реальные скульптуры, но и мультимедийные, которые можно забрать с собой. «МК» прогулялся по арт-локациям и нашел 6-метровое существо из пятого измерения, гигантскую паутину и летающий город.

Над Москвой появился летающий город

Все объекты находятся в публичных пространствах — в парках и на площадях, — доступ к ним свободный. На площади во внутреннем дворе Музея Москвы их даже два. Первый создал молодой художник Роман Ермаков, который и сам похож на арт-объект. На презентации своей новой работы он появлялся в костюме в тон своей скульптуре: желтый, красный, синий и оранжевый цвета перемешаны с параллельными черными линиями. Его скульптура тех же космических расцветок. Перед нами «Танцующая ось пятого измерения», которая, по идее автора, является существом из параллельного мира. По версии художника, нас окружают другие миры, где живое существует совсем в других формах. Роман переносит их в наш мир. 6-метровая скульптура и правда как из другого измерения — напоминает странную молекулу из огромных цветастых шаров. «Если с ней соприкоснуться, можно и самому угодить в параллельную вселенную», — то ли шутит, то ли всерьез говорит Роман.

  Недалеко от «Танцующей оси…» расположился еще один объект фестиваля — мультимедийный. Чтобы увидеть работу, нужно открыть фотокамеру в телефоне и навести на QR-код, который можно найти на высокой стойке с инструкцией. Тогда на экране появляется летающий город, который ты можешь передвигать в пространстве и даже забрать с собой в любую точку мира (маска автоматически сохраняется). Перед нами в формате дополненной реальности возникает проект архитектора Георгия Крутикова, созданный им в 1928 году. Молодой выпускник ВХУТЕМАСа мечтал построить парящий многоярусный город для комфортного жилья. Его передовая идея осталась лишь на бумаге, но стала символом конструктивистской мысли в России и мечтой многих современных архитекторов и фантастов. Теперь, спустя почти сто лет, художники Алексей Розов и Александр Ус воплотили идею Крутикова в виртуальной реальности. И хоть жить в нем нельзя, зато можно сделать селфи на фоне или «положить» его на ладошку.   

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Тереза Дурова: «У нас это модно — хорошо выглядеть»

  Следующая точка арт-маршрута — близ стен Кремля. Рядом с храмом Василия Блаженного появилась фантастическая «Ваза с цветами» Игоря Шелковского: красная геометрическая конструкция, напоминающая о влиянии Казимира Малевича на современное искусство. Титулованный мастер несколько лет назад начал создавать гигантские арт-объекты, и этот, тонкий и лаконичный, ему особенно удался. Портит впечатление только отсутствие подсветки в вечернее время. Там не освещаются и другие объекты, а жаль.

  Намного эффектней с подсветкой смотрелась бы в темное время суток и работа Александра Григорьева, которая напоминает замысловатую паутину, сотканную в огромных квадратах и кругах, вставленных друг в друга. Масштабная металлическая конструкция украсила Хитровскую площадь и стала точкой притяжения для студентов. Впрочем, арт-объект был задуман автором как кинетический — то есть должен был вращаться и звучать, но осуществить полностью идею маститого художника на улице оказалось слишком сложно. Впрочем, и так она смотрится весьма эффектно и современно. 

  Работы участников фестиваля можно найти в Кускове, в парке Горького, Нескучном саду и в зоопарке. А вскоре к уже существующим в городском пространстве 10 арт-объектам (5 из которых виртуальные и 5 реальные) добавятся еще пять — муралов. Граффити появится в разных точках города в конце октября. Тогда же состоится большая международная конференция, которая пройдет на разных площадках. Широкое обсуждение уличного искусства, все больше набирающего популярность (из-за пандемии и связанных с ней ограничений) и вызывающего жаркие споры (достаточно вспомнить недавний — вокруг «Большой глины №» Урса Фишера), как никогда кстати.