В фильме «О, Канада» Пола Шредера он умирал под прицелом скрытой камеры Поделиться

В конкурсе 77-го Каннского  кинофестиваля состоялась премьера фильма «О, Канада»  Пола Шредера, где Ричард Гир сыграл  канадского документалиста Леонарда Файфа, умершего под прицелом скрытой  камеры.  Его герой проживает  три этапа  жизни и рассказывает всю правду о себе на пороге смерти.

На Каннском фестивале Ричард Гир сыграл старческую немощь

В полдень едва ли не первого теплого и солнечного дня, пришедшегося на  время фестиваля,  Ричард Гир появился на красной дорожке с бутоном крошечной розы в руках и рядом с умопомрачительной Умой Турман, сыгравшей роль его жены и верной помощницы. 

На дорожке можно было встретить не только звезд, но и вполне обычных русскоговорящих зрителей в смокингах и бабочках. Завсегдатаи фестиваля на утренние и дневные  показы  при полном параде давно не приходят.  Каннский фестиваль все больше утрачивает чопорность и  демократизируется. Сегодня е сложно представить, чтобы кого-то изгнали со звездной дорожки из-за каблуков не той высоты. Все стало на много проще. Русскоязычные мужчины, одетые как полагается, празднично и торжественно, фотографируют друг друга на знаменитой лестнице, ведущей  во Дворец братьев Люмьер. Ясно, что это их первое и, возможно, последнее появление на фестивале.  Накануне премьеры пригласительные  на русскоязычных сайтах предлагались по 500 евро, и  это на балкон. В России Гира любят, хотя и знаю в основном по «Красотке» и «Хатико». Он снимался в «Августовской рапосодии» Акиры Куросавы, кадр из которой  в этом году украшает фестивальный постер. Каждый входящий в фестивальный дворец проходит под ним. 

Пол Шредер – знаменитый американский режиссер, снявший «Дневник пастыря»,  «Холодный расчет», «Мисима: Жизнь в четырех главах», «Патти Херст», «Садовый мастер», а также сценарист  Мартина Скорсезе, с которым они вместе работали на  «Бешеном быке» и «Таксисте». На сей раз он  экранизировал  роман  «Предрешенный» Рассела Бэнкса, которому и посвятил свой  фильм. В финальных титрах указаны даты его жизни и смерти.  Бэнкс скончался  в 2023 году от рака. 

74-летиний Гир снимался у 77-летнего Шредера в  «Американском  жиголо» в 1980 году.  И теперь они словно бы подводят итоги жизни. 

Состаренный Ричард Гир играет 78-летнего и уже очень больного Леонарда Файфа – человека сложной судьбы, знаменитого документалиста, не всегда достойно поступавшего с даже с самыми близкими людьми. Он дает на камеру многочасовое интервью, отвечая на вопросы журналистов, которым сам же пригласил. «Зачем вам это?», — спросит одна из них у его жены. Леонарду захотелось поведать миру о самом себе, о сложно прожитой жизни, часто  замешанной на лжи. Это и исповедь самому себе. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Огромный талант и ранняя болезнь Маргариты Тереховой: "В 60 лет мы ее потеряли"

Его монологи выслушивает  жена Эмма, которую великолепно сыграла Ума Турман, возраст которой принес дополнительные актерские возможности, интересно расширил диапазон. Она очень хороша. Ее героиню ждет много открытий в  откровенном монологе мужа. Он начинает вспоминать, и мы вместе с героем переносимся в его прошлую жизнь, видим его в три возрастных  периода. 

 23-летнего Леонарда – красивого,  полного сил, покорителя женщин — сыграл Джейкоб  Элроди, знакомый по сериалу «Эйфория», фильмам «Присцилла: Элвис и я», «Солтберн».  Следующему Леонарду  лет на 40 больше, и играет его уже Ричард Гир. Он как призрак блуждает во времени. Вот только что шел по улице,  и мы видим его со спины, но ему уже  23 года. 60-летний герой подглядывает за собой  молодым через окно, наблюдает, как тот занимается любовью с очередной избранницей. Взрослый Леонард заходит в бар  и точно так, как это было в молодые годы, заказывает маффин,  разрезает его пополам. За стойкой бара рядом с ним сидят его женщины из прошлых жизней – Алиса с маленьким ребенком,  сменившая ее беременная Эмма. Тоже Эмма.. Одна, другая. Третий возраст – умирающий режиссер, излагающий самому себе и журналистам этапы своего пути.

Вполне устроенную жизнь в США нарушит война во Вьетнаме. Молодому Леонарду грозит мобилизация и он принимает решение. На автомобиле, доехав как в сказке до развилки с указателями пути, он свернет туда, где написано «Канада». И покинет страну, перейдя поле. Никаких границ – свободный выбор человека. О том, что было дальше, он рассказал в своем предсмертном монологе на камеру. А потом умер в ее объективе, благо предприимчивые журналисты не упустили шанса тайно зафиксировать его агонию.  

Когда в его жизни появится взрослый сын, Файф скажет, что у него сына нет. В «Птице» британского режиссера Андреа Арнольд, показанной днем раньше,  называющий себя птицей герой Франца Роговски,  тоже ищет и  находит  отца, которого не знал, и тот совсем не рад явлению незваного сына. Фатальное сиротство и отчуждение господствуют в мире. Оно как диагноз, который можно поставить героям самых разных фильмов.