Клавдия Коршунова пригласила Юру Борисова на роль «чувствительного милиционера» Поделиться
Международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба» прошел в Екатеринбурге в 20 раз. Примерно столько же лет большинству его участников, представлявших киношколы мира и свои первые кинематографические опыты.
Почти неделю на фестивале три профессиональных жюри оценивали игровые, документальные и анимационные фильмы студентов киношкол России, Японии, Великобритании, Киргизии, Казахстана, Германии, что почти невероятно в наши времена. Награду за лучшую программу получила Школа кино и телевидения им. Стива Тиша из Тель-Авива, представившая сильные и необычные картины.
Гран-при достался игровому фильму «250» вгиковки Асмик Мовсисян, снятому в Армении о 14-летнем подростке. В первый день внезапно вспыхнувшей войны он, по сути еще дитя, перевозит семью и близких людей в безопасное место.
Молодые режиссеры снимают кино, хорошо чувствуя все особенности своего времени, даже если это смешные, почти анекдотические истории. Многие начинающие режиссеры воспринимают настоящее гораздо острее, чем их предшественники.
Спецприз жюри получила самая остроумная игровая картина «МИР», представлявшая Московскую школу кино. Режиссер Гуран Нармания показал то, что давно существует, просто иначе называется, а именно – некое министерство извинений. Его бдительные сотрудники Коба и Реваз на камеру снимают извинения юмориста, произнесшего неосторожную речь — посмевшего назвать хинкали пельменями. Парень каялся перед всеми грузинами и отдельно перед пшарским народом, но получилось неубедительно. Не было в его словах искренности, а потому потребовалось повторное признание вины.
Позже выяснится, что происхождение хинкали оспаривают разные народы, и каждый претендует на первенство в их появлении. Когда все разрешится и героя угостят этим блюдом, он начнет есть хинкали не руками, как положено, а при помощи вилки и ножа, и вновь попадает под раздачу.
В финале на титрах каялись все авторы: режиссер -за то, что снял такое кино, оператор, взявший на себя вину, — за то, что пельмени на экране получились хуже, чем хинкали, продюсер — за то, что дала деньги на кино. Все это лихо, весело и легко сделано, с прекрасным чувством юмора, так что многие нелепости, разрушающие жизни людей, кажутся смехотворными.
Спецпризом Гуманитарного университета отмечена мистическая драма «Айыы Куо» студента мастерской Сокурова Айаала Адамова из Якутии, представляющая Санкт-Петербургский институт кино телевидения. Героиня приезжает из Петербурга в якутскую деревню на похороны сестры, а та неожиданно оживает. Младшая сестра подвергается насилию и в ответ только поет, не говорит. В сознание героев многих фильмов вторгаются потусторонние силы, и обыденность отступает, приобретая мистический характер.
Клавдия Коршунова сняла фильм «Прости меня, Аня» и представляла Московскую школу кино. Ей удалось собрать отличную актерскую команду – Степана Девонина, Юру Борисова, сыгравшего еще одну вариацию на тему «чувствительного милиционера». Его герой, сотрудник ДПС, оказывается в непривычной среде — на свадьбе творческой молодежи. Новый круг общения раскрывает в нем неожиданные стороны. Отличная работа Юры Борисова со свойственной только ему органикой.
Фильм «Бабки» Любавы Яровой рассказывает об обманутых старушках, которые объединяются и представляют собой настоящую рать, способную горы свернуть. Всем подъездом они расправляются с молодыми мошенниками, попытавшимися за их счет поживиться. Бабки – это сила.
Подобно тому, как это происходит в «Чувствах Анны» Анны Меликян, где Анна Михалкова сыграла простую русскую женщину, вступившую в связь с внеземными цивилизациями, герои короткометражки «Контактеры» Анастасии Ворониной общаются с неким высшим разумом, запутав авторов программы «Паранормальный Череповец». Они транслируют человечеству послания пришельцев, и это во всех смыслах выгодное предприятие.
Герой «Прически» Артема Захарьяна укладывает челку в форме треугольника, чем страшно злит тестя, увидевшего в этой выходке «трансгендерную душу» зятя. Заботливый папаша жены считает его гуманоидом, а тот отчаянно сопротивляется привычке старших регламентировать жизнь других.
Показы анимационных работ неизменно вызывают на «Кинопробе» повышенный интерес, собирают максимальное количество зрителей. Возможно, объяснение в том, что в Уральском госуниверситете одновременно обучаются искусству анимации порядка 80 человек. На студии Алексея Федорченко, базирующейся в Екатеринбурге, запустили сразу два мультсериала. Проблем со специалистами нет. Однако нынешняя программа оказалась значительно слабее, чем в предыдущие годы, чего не скажешь про игровые фильмы.
Помимо просмотров на «Кинопробе» ежедневно проводятся несколько мастер-классов с самыми яркими людьми в своей профессии. Среди них — легендарный продюсер Юрий Обухов, начинавший свой путь с должности администратора на картине «Джентльмены удачи», его коллега Александр Герасимов, возглавляющий анимационный «Суздальфест», режиссер Павел Мирзоев, возглавлявший жюри игрового конкурса, документалист Евгений Цымбал, работавший еще на «Сталкере» Тарковского, оператор Алишер Хамидходжаев, сценарист и режиссер Геннадий Островский, актриса Ольга Лапшина, кинокритики Виктория Белопольская и Лариса Малюкова. Мастер-классы по кукольной анимации провели режиссер Мария Муат и художник Марина Курчевская. Приезжал и дважды номинант «Оскара» Константин Бронзит.
Выдающийся киновед и историк кино Евгений Марголит прочитал лекцию «Геловани до Сталина» о Михаиле Геловани, ставшем заложником одной роли, которую его друг и актер Борис Тенин назвал надгробной плитой. После роли Сталина все пути были закрыты. В тот же день представили фильм Геловани «Настоящий кавказец», снятый в 1931 году.
Киновед и директор «Кинопробы» Лилия Немченко говорит, что заполучить мэтров сложно: Екатеринбург не Сочи, а в декабре здесь темно и холодно. Австрийского режиссера Ульриха Зайдля в свое время заманили старыми уральскими заводами. Нидерландский классик Йос Стеллинг тоже приезжал, и Андрей Звягинцев возглавлял жюри. А это серьезный уровень, и для молодых – настоящий подарок, который еще надо оправдать.