Зайти в стеклянный выставочный зал можно только защитном костюме пчеловода

Ситуация преодоления обостряет восприятие. Этот принцип художник Марина Звягинцева использует в своем новом проекте «Рой страхов» на все сто процентов. Картины, визуализирующие такие полярные чувства как депрессия и радость, можно будет увидеть, оказавшись в реальной опасности – в окружении роя пчел. Каждый зритель, который решится зайти в выставочный зал, будет одет в защитный костюм пчеловода, но автор предупреждает – в такой ситуации возможно всякое. Однако, столкнувшись со страхом лицом к лицу, который витает в атмосфере с тех пор, как началась пандемия, участники эксперимента смогут его побороть, уверена Звягинцева.

Картины Марины Звягинцевой будут смотреть в окружении 100 тысяч пчел

Опасная однодневная выставка-перформанс, которая состоится 18 ноября, готовится со всеми возможными предосторожностями. У павильона «Лодочная станция» на Острове Мечты будут дежурить медсестра, чтобы в случае чего оказать помощь, и пчеловод, который будет наблюдать за поведением пчел. Прежде чем войти в выставочный зал, где расположатся картины и улей пчел, нужно будет подписать согласие на риск. Одновременно в стеклянном павильоне может находиться лишь три зрителя: таким образом будет, во-первых, соблюдена дистанция, во-вторых, это подстраховка от слишком агрессивной реакции пчел. Заметим, что по выставке будет летать около 100 тысяч насекомых.

   – Сегодня мы живем внутри страхов, но, несмотря на них, нужно продолжать двигаться вперед, как бы не хотелось забиться под кровать, нужно жить и, конечно, смотреть искусство, – рассказывает Марина. – Страх перед тем, что вокруг нас происходит, несколько виртуальный. А в этом проекте я визуализирую наши страхи, делаю их реальными и осязаемыми, концентрирую их. Если мы справимся со страхом зайти на выставку с роем пчел, то сможем справиться и со всем остальным. 

  В необычную экспозицию войдут как картины, которые участвовали в проекте «Запертые чувства» на «Фабрике», так и новые произведения. Все они созданы в авторской технике – биотипия. Ее особенность в том, что результат живописного эксперимента непредсказуем. По такому же принципу строится экспириенс на «пчелиной выставке», где можно будет увидеть такие картины, как: «Депрессия», «Страх», «Одиночество», «Уныние», «Отчаяние», «Тревога», «Все сложно», «Держи себя в руках» и «Радость». То есть зритель столкнется со всем букетом негативных переживаний, зато в финале его ждет одна, но главная, позитивная работа. Причем новое полотно «Радость» создано в желто-черных тонах – под цвет главных героев проекта. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  "Ленком" реанимировал свои знаменитые задворки: Аверин назначил свидание Якуниной

– В этом эксперименте есть двоякость, – говорит художник. – Пчелы с одной стороны полезны: они дают мед, который мы используем в том числе во время лечения простуды, мед воспринимается как радость, он вкусный и полезный. С другой стороны – у нас есть страх перед укусом пчелы. То есть в пчелах есть дуализм – они ассоциируются с медом и жалом. Точно так же и наши страхи двойственны: с одной стороны они подталкивают делать что-то новое в поисках выхода из ситуации, с другой – тормозят, когда мы не решаемся действовать. Страх пугает и в то же время стимулирует. Это касается не только каждого человека, но и общества, всех сфер жизни. Например, с началом пандемии медиа-арт сделал скачок и развивается бешеными темпами. Сегодня, чтобы решится пойти музей, нужно принять определенный риск, который существует при посещении публичного пространства, и в то же время искусство имеет целительный эффект, оно заставляет нас думать и развиваться.

Как и на любой выставке, посетителям проекта «Рой страхов» понадобятся маски и перчатки, но особенные (те, что используют пчеловоды), и это тоже часть задумки. Те, кто не решится испытать на себе «концентрацию страхов», сможет наблюдать картины, вокруг которых будут кружить тысячи пчел, через стекло.