В ГМИИ им. А.С.Пушкина открылась выставка «Не только Брейгель» Поделиться
В Пушкинском музее продолжают экспонировать графику. В марте здесь раскрыли «Сокровищницу графики» и показали алмазы «Гравюрного кабинета в первой четверти XX века», где действительно были находки — Дюрер, Рембрандт. А на сей раз здесь рассказали о несправедливо канувшем в забвение Иерониме Коке, который преобразил художественный мир. Кто таков этот господин Кок и какова его графическая кухня — узнал корреспондент «МК».
тестовый баннер под заглавное изображение
«Большинство из работ на выставке представлены публике впервые!» — слышим мы на экскурсии по экспозиции. Да, такому музейному гиганту, как Пушкинский, всегда есть чем удивить своих зрителей. И название предыдущей выставки в 31-м зале «Сокровищница графики» вполне подходит и для новой экспозиции «Не только Брейгель». Неяркое освещение и история этих произведений создают впечатление, что мы — первые гости в гробнице древнеегипетского фараона, где никто никогда не бывал… И сейчас обнаружим то, что многие искали, но так и не смогли обнаружить.
Хлеба и зрелищ народ требовал всегда. В середине XVI века тоже — этой эпохе и посвящена небольшая, но емкая экспозиция. Эстампы, представленные здесь, выпущены в 1550–1570-х годах. Все в издательстве «На четырех ветрах», создателем которого и является Иероним Кок. Его имя знакомо редким искусствоведам и поклонникам графики, что удивительно, ведь его считают одним из тех, кто трансформировал медиамир — он и был одним из тех, кто отвечал за «зрелище» в современной ему европейской печати. На его предприятии впервые начали взаимодействовать художники-рисовальщики, граверы и издатель, который был связующим звеном между ними, определял актуальные темы и обеспечивал распространение. За 20 лет работы «На четырех ветрах» выпустило более 1400 гравюр, что немало. И вместе с этим издательский дом насытил медиапространство XVI века изображениями настолько, что публика уже и представить себе не могла свой мир без изображений. Как Кок связан с нами, спросите вы, в чем же его актуальность? Жил-то он почти 500 лет назад… Но мы сейчас проживаем аналогичный процесс, только технологически он решен иначе — наш мир тоже насыщен изображениями, только цифровыми. И представить себе без них медиа мы уже давно не можем. Но в нашем случае, как сказали на выставке, «мы проживаем новый виток» этого процесса. А у его истоков стоял тот самый Кок.
Здесь говорят, что гравюры издательства Кока выполняли функцию современной фотографии. И это так. Но жизнь того времени была совсем другой. Выставка небольшая по размерам, что хорошо — даже в том, что есть, уже можно «закопаться». Каждое изображение следует рассмотреть детально и внимательно. Современным людям понять жизнь человека XVI века не так-то просто… А здесь есть над чем посмеяться, о чем поплакать, чему посочувствовать. Но свои тайны гравюры откроют лишь самым чутким и любознательным зрителям.
Темы, которые охватывают работы, представленные на выставке, — это целый калейдоскоп. Аллегории смертных грехов, где интересны прежде всего гравюры по рисункам Брейгеля Старшего, насыщенные добротной сатирой на несовершенный окружающий нас мир (но здесь стоит медленно и внимательно рассматривать нюансы!), корабли в море как символ мощи Антверпена тех времен — одного из крупнейших портов, пейзажные и архитектурные зарисовки, на которых, что любопытно, часто можно увидеть застывшую историю — многие из зданий, зафиксированных на изображениях, к нашему времени утрачены частично или вовсе. Отсюда и ощущение первопроходца в древней гробнице — с каждым рисунком совершаешь маленькое в масштабах Вселенной, но большое в масштабах нас самих открытие для себя. Где-то разоблачаешь грешки, которые актуальны и по сей день (узнать себя и знакомых среди героев некоторых гравюр можно вполне!), где-то катаешься на машине времени, которая вдруг отвозит тебя на прогулку по старинному городу вместе с автором городских пейзажей…
Но открывается выставка изображением главного персонажа — Иеронима Кока. Его фамилия созвучна (хотя и пишется иначе) со словом «повар». Отсюда и кухонные метафоры, связанные с его деятельностью. На «кухне» издательства «На четырех ветрах» он и увековечил себя. Об этом свидетельствует и портрет главного героя экспозиции — он изображен с черепом в руках. Портрет, созданный Иоханнесом Вириксом, посмертный. Однако череп здесь, пожалуй, символизирует бессмертие…