Иван Жиганов: «Наши выпускники успешны все без исключения» Поделиться
Ивана Жиганова называют добрым папой «Домисольки». Долгие годы вместе с композитором Ольгой Юдахиной они «рулят» знаменитым детским музыкальным театром. Иван Назибович многогранен, талантлив во всем. Он замечательный поэт и сценарист, режиссер, художественный руководитель и продюсер. 18 марта Ивану Жиганову исполняется 65 лет. Накануне юбилея он рассказал «МК» о своих знаменитых предках, судьбоносных встречах и любимом детище — «Домисольке».
Когда говорю о круглой дате, Иван Назибович парирует: «Для творческого человека — расцвет профессиональной мудрости». Энергия в нем бьет ключом. Много лет работая с детьми, он вообще не чувствует возраста.
— Все эти разговоры о возрасте — от желания отдохнуть и ничего не делать. А мы в театре не успеваем дух перевести. Дети нереально нас подзаряжают и не дают расслабиться.
— Чем сами увлекались в детстве? — Строил из стульев и натянутой простыни импровизированную сцену и давал представления «в лицах»… В 4 года уже хорошо читал, поэтому представления были интересными. Еженедельно издавал домашний журнал. Увлекался коллекционированием. И сейчас продолжаю собирать марки, старинные книги, антикварные издания, модели автомобилей.
— Ваш папа, Назиб Жиганов, был выдающимся композитором, в течение 43 лет возглавлял казанскую консерваторию, которая сейчас носит его имя. В детстве не играли на фортепиано?
— К удивлению всех моих друзей, музыке меня не учили. Папа считал, что его дети должны идти своей дорогой… А вот стихи — да, писал. Мы с моим школьным приятелем сочиняли комиксы, которыми зачитывалась вся школа, — он рисовал, а я писал стихи.
— Вы окончили биофак Казанского университета, занимались генетикой. Почему вдруг пошли учиться в ГИТИС?
— Увлечение генетикой было серьезным, но романтическим. Мы же тогда все мечтали преобразовать мир, сделать его лучше. Но, попав в мир науки, защитив диссертацию, я ощутил себя в нем чужим. Мне не хватало публичности, меня тяготила узость круга людей, которым была интересна тематика моих исследований. И в начале 90-х я вытянул свой счастливый лотерейный билет — познакомился с замечательным российским композитором и педагогом Ольгой Юдахиной. Она вернула меня в мир моей юности — я же вырос среди музыкантов, писателей, поэтов, режиссеров и театралов… Мой дед, Илья Шкапа, был писателем, исследователем творчества Шолохова и Горького. С Максимом Горьким они 7 лет проработали в журнале «Наши достижения» (с 1930 года — «СССР на стройке»). Мой дед был заведующим редакцией. И я вернулся в лоно искусства. Получил диплом режиссера-постановщика массовых мероприятий. Такой вот получился винегрет — биолог–поэт–режиссер.
— Как получилось, что вашим детищем стал детский театр «Домисолька»?
— Когда мы познакомились с Ольгой Юдахиной, она уже создала свой маленький театр, он тогда назывался «Театр детской песни «Домисоль и Ко». Ну, а я же по натуре максималист… Поэтому планку мы задрали — и в небо! Как в сказке про Буратино — чтобы открыть дверцу за нарисованным очагом, а за ней — театр! Каких еще не было. Сам по себе наш проект — уникальный и по организации, и по размаху, и по успешности реализации. Равных ему нет ни в Москве, ни в России, а уж в мире и подавно. Поэтому мы называем себя «самый детский в мире детский музыкальный театр «Домисолька». Мы много и легко общаемся с нашими партнерами и друзьями из высших сфер музыкальной и театральной жизни страны, они нас поддерживают, мы очень много делаем вместе. Это интересно и нам с Ольгой как руководителям театра, и нашим детям, и их родителям. Просто лучшие, и все.
— Расскажите о маленьких артистах.
— Они не все маленькие… Их у нас 750 человек — от 4 до 16–17 лет… В 14 лет они уже с паспортами. И даже подросшие наши выпускники для нас все равно остаются детьми. А артисты у нас потрясающие. Они проходят строгий кастинг при поступлении, потом их селектирует-отбирает практика сценической жизни. Выдерживают не все, в первую очередь слабину дают родители, некоторые из них не готовы признать за детьми право на серьезное дело. Кто-то хочет немедленного результата, кто-то убегает в коммерческие коллективы в надежде на то, что сможет купить своему чаду место на сцене. Те, кто минует все эти рифы, вырастают у нас в успешных ребят со всеми признаками сформировавшихся лидеров. Наши выпускники успешны все без исключения.
— Кем из них особенно гордитесь?
— Поскольку мы растим из детей не «звезд», а хороших, много чего умеющих людей, то гордимся всеми. Профессионально — Полиной Гагариной, Ксенией Сурковой, Аней Грот, Сашей Дороховым, Настей Белявской, Алисой Данелией… Из совсем недавних — Машей Шумиловой, Лизой Курченко, Славой Квасовым. Они играют в театрах, поют в мюзиклах, режиссируют, снимаются в кино.
— Какие реализованные проекты для вас наиболее значимы?
— Сам по себе творческо-образовательный проект «Домисолька» уникален, это комплексная образовательная 12-летняя программа с базовыми дисциплинами — вокалом, хореографией, актерским мастерством, сольфеджио… А еще это инструменты — фортепиано, труба, гитара, саксофон, ударные… А также изобразительное искусство, телемонтаж, фотодело… И много чего еще. Из крупных творческих проектов хотел бы отметить наши мощнейшие конкурсы-фестивали «Блюз без границ», «Folk без границ», «Театр слова». Ну и фантастический проект «Мюзикл ВМЕСТЕ», который чуть привял в пандемию, но сейчас «оживает». Он реализовывался в крупнейших детских центрах мира — «Артеке», «Орленке» и «Океане». На выходе грандиозные спектакли на настоящих сценах, с декорациями, видеоэкранами, светом, звуком и прочими прибамбасами, в которых принимают участие 150–200 детей-артистов, у которых по 2–4 тысячи зрителей. Там оригинальные и музыка, и сценарий, и тексты песен… Волшебно, короче.
— Ваш коллектив представлял Россию на Олимпиадах в Ванкувере, Лондоне, Сочи. Как вас принимали?
— Да нас всегда встречают на ура. И в Уистлере, где дети «Домисольки» из рук канадских сверстников получили факел будущей сочинской Олимпиады (факел ныне в музее театра). И в Лондоне, где чопорные англичане аплодировали нам стоя. И на Эбби-Роуд, и в Гайд-парке, и, конечно, в Сочи.
Помню, в 2011 году нам вручали сертификат послов Игр в Сочи. Это было на площади перед Зимним театром в Сочи. Дети дабл-треком пели на открытой площадке перед 150 тысячами зрителей, и у звукорежиссера отрубился проигрыватель. Наши дети и глазом не повели, a’capella допели гимн Олимпиады под восторженный рев зрителей. А когда аплодисменты стихли, Дима Губерниев, который вел шоу, сказал зрителям: «Ну что? Понравилось? Эти ребята поют вживую, не то что …!» И здесь он назвал фамилию о-о-очень популярного нашего солиста, имя которого я из этических соображений называть не буду. После его слов нам еще минут пять рукоплескали…
— Ребята озвучивают мультфильмы, заняты в столичных театрах. Многие становятся профессиональными артистами?
— Примерно 15–20 процентов идут по музыкально-театральной стезе по жизни. При сегодняшнем отношении родителей к будущему своих детей (все хотят видеть своих чад топ-менеджерами или председателями коллегий адвокатов) это очень хороший процент. Наших выпускников знают в московских театрах и институтах, поэтому, когда они приходят поступать в театральные вузы, шансы не поступить у них минимальные. Некоторых принимают сразу после собеседования, без экзаменов.
— С проблемами сталкиваетесь?
— Проблемы есть, но они все решаемы. Родителей просвещаем и воспитываем, с недобросовестными конкурентами со стороны коммерческих детских коллективов справляемся. Бывает, доходит до смешного. Они порой заигрываются в «звездных детей», пиарят их, а когда нужно сделать быстро и качественно серьезный проект, выясняется, что ресурсов для этого нет, проплаченный пиар не поет и не танцует сам по себе… А «Домисолька» — тут как тут. Наши дети могут все.
Но одну проблему я все-таки озвучу. У нас нет своего концертного зала. Очень надеюсь на то, что Департамент образования и науки Москвы, которому мы принадлежим, правительство Москвы, которое всегда нас поддерживает (недавно мы получили отличное второе пятиэтажное учебное здание), услышат наши молитвы. Сейчас непростые времена, но «Домисолька» вообще начиналась в лихие 90-е, тогда времена были не проще… Театр без своего зала — что машина без колес.
— Как будете отмечать юбилей?
— На работе, в Лужниках. 18 марта — большой день в истории России. В 2014 году началась «крымская весна». И начиная с тех времен «Домисолька» участвует в грандиозном патриотическом шоу, которое проходит 18 марта в столице. Застолий не люблю, славословий — тоже.
— В 2005-м вам вручили орден «За служение искусству», в 2007-м — орден Ломоносова. Но, заглянув в Википедию, мы не обнаружили у вас каких-либо почетных званий или наград. Отчего так?
— Это вопрос не ко мне. Мы за наградами никогда не бегали. Помните, у Булгакова: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» Значит, не заслужили еще. Правда, есть еще одна цитата из Некрасова: «Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе».
— Вспомните о самых необычных подарках, которые вам дарили.
— Необычные подарки мне обычно дарит Саша Олешко — мы с ним близко дружим. Он сам коллекционер. Поэтому и подарки у него раритетные и коллекционные. Это может быть и чугунный бюстик Гагарина 1961 года выпуска, и 40-сантиметровая фарфоровая статуэтка советского пионера… Но самым главным подарком для меня является сам день 18 марта. В этот день произошло много знаковых событий.
— О чем мечтаете?
— Мечтаю о том, чтобы наконец состоялся наш десятый сольный концерт в Государственном Кремлевском дворце. Мы его по разным причинам переносили четыре раза… Теперь вот стоит в планах на осень 2022 года. Мечтаю о гастролях, в последние два года из-за пандемии мы не выезжали совсем. Мечтаю дать сольные концерты на моей родине в Казани и на родине Ольги Юдахиной в Бишкеке… Мечтаю о новых стихах и мюзиклах. Очень хочу, чтобы все мои друзья, близкие и знакомые были здоровы и жили под мирным небом.