Когда искусство выходит из берегов Поделиться
Выставка Александра Пономарева «Без берегов» в Музее Москвы, приуроченная к 65-летию мастера, словно морская волна, накрывает тебя пучиной смыслов и метафор о вечном. Свою юность выпускник Высшего инженерного морского училища провел на флоте, и это определило его творческий путь. Все работы Пономарева так или иначе связаны с водной стихией – и в каждой есть нескончаемая глубина, как в Марианской впадине. Впрочем, юбилейная ретроспектива художника с мировым именем начинается с полета. То есть с мечты – а она и есть главный герой «морского волка» от искусства.
Во дворе Музея Москвы публику встречает «Икар» – летательный аппарат, построенный с помощью инженеров двух авиационных заводов. Кинетическая скульптура ассоциируется с орнитоптером «Летатлин» Владимира Татлина, который тоже был моряком и художником. «Икар» сам собой начинает махать размашистыми металлическими крыльями, украшенными шариками из муранского стекла. Дело в том, что в объект встроены датчики движения и при приближении человека скульптура начинает работать. Кажется, механические крылья вот-вот улетят в небеса. Увы и ах, «птичке» – как, любя, называют арт-объект сотрудники музея – не суждено взлететь, как и ее прообразу – герою древнегреческого мифа. Икар слишком близко подлетел к солнцу и упал в море. Эта поэтическая преамбула задает тон всему проекту «Без берегов» – о стремлении к недостижимой, но столь манящей мечте.
Заглавный объект выставки, занявший центральное место во втором корпусе Музея Москвы, именуется «Concordia». Перед нами корабль с наростами льда, установленный на длинные рельсы. Лайнер то замерзает и еще больше покрывается белым инеем, то оттаивает, и вода стекает в поддоны, установленные под судном. Впервые такой арт-объект Александр Пономарев представил в павильоне Антарктиды на Венецианской биеннале 2014 года. Инсталляция отсылает к истории круизного лайнера «Коста Конкордия». Корабль потерпел крушение у берегов Италии в 2012 году из-за ошибки капитана, и тот покинул судно до начала эвакуации пассажиров, то есть нарушил морскую этику. Для Александра Пономарева эта история стала поводом напомнить о гармонии (так с латыни можно перевести слово «сoncordia»). Художник уверен: людям нужно учиться жить вместе, а в кризисных обстоятельствах особенно важно думать не только о себе, а о всех остальных. Нам всем нужно стремиться к гармонии – не частной, но общей.
Еще одна крупная инсталляция, получившая название «Теория струн», была создана специально для этой выставки – прямо в музее. Перед нами перевернутый пароход, трубы которого извергают бетонный «дым» с настоящим вулканическим пеплом (!) и превращены в своеобразные колонны, на которых держится необычная конструкция. В центре судна мачта, из которой в разные направления тянутся тонкие нити. Это отсылка к квантовой «Теории струн», согласно которой Вселенная пронизана некими энергетическими потоками. Они существуют не в привычных нам четырех измерениях, а в десяти и более. Размышляя над этой теорией ученых-физиков, Пономарев выдвигает собственную гипотезу, о том, что все мироздание – некая волна, а художник – своеобразный «проводник», который острее чувствует вибрации Вселенной.
Глядя на творчество Александра, в этом сложно усомниться. Пономарев создавал свои произведения в самых неожиданных местах планеты. Кому бы еще пришло в голову организовать биеннале в безлюдной Антарктиде, где его произведения и перформансы могут увидеть только айсберги? Искусство требует зрителя, но тут все наоборот – первая биеннале на Антарктиде стала манифестом о том, что на Земле должны оставаться нетронутые территории, не принадлежащие тому или иному государству, свободные от человеческого воздействия. Кто еще мог бы всплыть на расписной подводной лодке прямо в фонтане сада Тюильри напротив Лувра? Или способен привязать себя к карме ледокола, чтобы расправив руки и подставив ветру лицо проплыть несколько десятков километров? Этот перформанс Пономарев посвятил знаменитому рисунку Витрувианского человека Леонардо да Винчи и ветру. В названии акции – «Ветрувианский человек» – отразился синтез человеческой природы и стихии.
Выставка погружает нас с помощью видео и объектов в мировоззрение этого морского волка. Причем, в начале и конце экспозиции мы сталкиваемся с последней масштабной работой Пономарева, созданной для Египетской биеннале и расположенной теперь по-соседству с пирамидами на плато Гиза. В прошлом году впервые в истории современное искусство зашло на территорию этого исторического памятника, охраняемого ЮНЕСКО. Инсталляция «Уроборос» состоит из двух вращающихся «солнечных лодок» – на подобных, согласно древнеегипетской мифологии, бог Ра переводил светило с Востока на Запад. Однако «солнечная ладья» – не только легенда, но и реальный артефакт: одна такая лодка возрастом около 4500 тысячи лет была обнаружена археологами в 1950-х годах, вторая – недавно. Пономарев соединил свои версии «солнечных лодок» в некую петлю – замкнутый круг, который могут вращать зрители. Движение символизирует бесконечность, связь мира мертвых и живых, те же невидимые струны, которые пронизана Вселенная. Между лодками находятся две стеклянные пирамиды с песком, взятым с плато Гиза. Они работают как песочные часы. Таким образом, каждый зритель, соприкоснувшись с этой работой, может поменять ход времени. А у подножия конструкции художник изобразил знак бесконечности в виде Уробороса (змеи, пожирающей саму себя) и вписал туда египетские иероглифы. Причем, это ни какие-то сакральные тексты, а «домашняя» переписка древних людей, которая с одной стороны погружает в бытовую жизнь отдельного человека, с другой – описывает философию мира.
На выставки мы тоже оказываемся, словно внутри бесконечности, – из романтических и философских идей, которые художник-моряк создает уже почти 40 лет. У этих фантазий нет берегов, что помогает каждому видеть дальше горизонта и выйти за пределы собственных границ.