Музею предлагают переехать, но пока подходящих вариантов нет
Уральский филиал ГМИИ им. Пушкина находится в аварийном состоянии. Прежде первая институция Екатеринбурга, начавшая работать с современным искусством, была в подчинении Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). В 2016-м она утратила самостоятельность и вошла в состав РОСИЗО, а в 2020-м передана в подчинение Пушкинского музея. Несмотря на все административные рокировки, здание на улице Добролюбова многие годы оставалось точкой притяжения для интеллектуальной публики и местом, где ковалась культура будущего в регионе. Отсюда растут ноги Уральской индустриальной биеннале, которая с годами стала самым масштабным арт-смотром России. Тем не менее исторический дом, который занимает музей, находится в аварийном состоянии, а сейчас ему предлагают переехать в другое здание. Но все варианты еще хуже нынешнего.
Первый музей современного искусства в Екатеринбурге появился в 1999 году. В 2011 году он занял двухэтажное кирпичное здание на улице Добролюбова, построенное в 1911–1915 годах по проекту городского архитектора Ивана Янковского. До революции там располагалась земская школа, да и после здание использовалось для образовательных функций. Известно, что там выступал нарком просвещения Анатолий Луначарский. После распада Советского Союза школа продолжала действовать, пока здание не пришло в упадок — тогда его передали музею. Люди искусства привели дом в более-менее приличное состояние, но полноценного ремонта здесь проводить нельзя, поскольку здание является памятником истории и имеет охранный статус.
По сути, здание сохранило свои образовательные функции и по сей день. Среди прочего здесь регулярно работает «Лаборатория молодого художника», где все желающие в возрасте от 18 до 38 лет в течение трех месяцев могут учиться создавать современное искусство под кураторством уже состоявшихся художников. Именно эта площадка была дискуссионной платформой, где определялась концепция Уральской биеннале и сейчас в рамках события здесь представили 40-минутный фильм «Дыхание сажи» Арджуна Ноймана и Денизы Феррейра да Сильвы о нежности. Видео отвечает идее нынешнего арт-смотра, основанной на романе Евгения Замятина «Мы»: авторы предлагают отключить логику и разум и почувствовать нежность через образы природы и индустриальные пейзажи. Фильм представлен в уютной комнате на первом этаже, где можно расположиться на зеленом ковре, прилечь на подушки и отдаться эмоциям. А на втором этаже проходит выставка «Приоткрытые архивы», которая своим названием напоминает о дискуссионной платформе «Приоткрытые понедельники». С 2006 по 2012 год в ее рамках проходили встречи, где говорили о мировом современном искусстве и думали, как перенести этот опыт на уральскую землю. И придумали…
Помимо документов, рассказывающих творческую историю места, выставлены материалы, связанные с ситуацией вокруг здания. Среди них — копия учетной карточки памятника, датированная 2001 годом, которая подтверждает охранный статус здания. Из документа следует, что двухэтажное здание почти не меняло свой облик. В 1972 году были убраны печи, в зале на первом этаже ликвидирована сцена, а в 1980-х со стороны восточного фасада было заложено окно. Реставрационных работ здесь никогда не проводилось, хотя проект восстановления памятника был подготовлен. Его закончили в 2015 году. Предполагалось бережно восстановить здание, а вокруг создать современную обстановку для общения и выставок — прозрачный навес, две сцены, зона отдыха с удобными мобильными конструкциями, которые можно было бы трансформировать под разные нужны. Но денег на воплощение проекта так и не нашлось. И сейчас перспектив нет, музею предлагают покинуть аварийное здание и занять другое. Только вот все предложенные варианты в еще более сложном состоянии, чем историческое здание школы.
— Здание было аварийным, уже когда мы туда заехали, — рассказывает директор музея Алиса Прудникова. — Проект реставрации 2015 года можно было бы реализовать. Только теперь федеральные деньги никто не готов выделять, потому что здание муниципальное и в безвозмездной аренде на 49 лет.
Рядом с музеем есть парк современного искусства, где в прошлом году в рамках фестиваля стрит-арта «Чо» появилась инсталляция Артема Стефанова «Точка зрения». Сбоку конструкция смотрится как абстракция, но стоит занять определенную точку, как она превращается в глаз. Территория парка на берегу реки Исеть обустроена: здесь есть современные спортивные площадки, качели и стильные клумбы.
— У здания замечательная локация в самом центре, и горожане уже успели привыкнуть к тому, что филиал находится именно здесь, — говорит «МК» замдиректора по региональному развитию ГМИИ им. Пушкина Екатерина Кочеткова. — Разработанный несколько лет назад проект, к сожалению, не может быть осуществлен сегодня, хотя отдельные его элементы, вероятно, могли бы воплотиться в жизнь. Мы ведем совместную работу с властями города и региона по поиску возможных решений, но альтернативные варианты также потребуют серьезной реконструкции. К сожалению, нет готового здания, в которое можно было бы въехать и сразу начать делать в нем выставки и приглашать зрителей.
Кроме того, существует стратегический вопрос о том, какая именно площадка нужна филиалу: для Уральской биеннале нужны большие пространства, но в ежедневной жизни филиала их будет тяжело поддерживать и наполнять жизнью. Ясно одно: филиалу необходим удобный и красивый дом, и мы сделаем всё для его появления и преображения.