Французская «Компания пяти колес» представила «Электру на дне»

Все привыкли, что Международный театральный фестиваль им. Чехова проходит в конце весны и летом. Таким было и его нынешнее начало. Однако главный режиссер нашего времени — коронавирус — перекроил график, и после некоторого перерыва ближе к зиме в Москву приехала французская «Компания пяти колес» со спектаклем «Электра на дне». Поставил его по собственной пьесе Симон Абкарян, адаптировав на современный лад античный сюжет. Спектакль удостоен в Париже трех театральных премий «Мольер» за лучший спектакль, работу драматурга и режиссуру. А исполнительница роли Электры Орор Фремон носит титул «Театральное открытие года».

Чеховский фестиваль возобновил работу радикальным прочтением древнегреческого мифа

Сам факт, что каким-то чудом из Франции приехал театр, преодолев множество преград, да еще накануне официальной московской премьеры было позволено присутствовать на прогоне, все это создавало впечатление чего-то ирреального. В зале присутствовал худрук Театра им. Моссовета Евгений Марчелли. Французские актеры были взволнованы. Помощник режиссера предупреждала, что, возможно, все пойдет не так, как на обычном спектакле, и пьеса не будет сыграна до конца. Но все прошло как при публике, хотя не сразу возникло живое дыхание, для этого понадобилось какое-то время.

Премьера состоялась больше двух лет назад на сцене Цирка дю Солей, который поддержал «Компанию пяти колес» и лично Симона Абкаряна, некогда работавшего в его труппе. Пандемия не позволила спектаклю жить так, как задумывалось, так что мы увидели фактически премьерный вариант. Симон Абкарян не только поставил спектакль как режиссер, но стал его сценографом совместно с Филиппом Жаско, сам сыграл Спароса и Господина Луаяля. Как и положено в древнегреческой трагедии, присутствует в «Электре на дне» хор, но состоит он из обитательниц борделя, 11 женщин не первой свежести, которые бесконечно перемывают всем кости, вспоминают о своих бедах и унижениях, так что актуальная фемповестка всем обеспечена.

В основе спектакля — древнегреческий миф об Электре и Оресте в вольном изложении и с учетом вариаций, предлагаемых Эсхилом, Еврипидом и Софоклом. «Я решился создать собственную версию, чтобы рассказать великий миф в виде притчи», — говорит постановщик. «Электра» для него — «Золушка наоборот»: принцесса волею судьбы оказывается на дне жизни, пытается и там достойно жить. В спектакле задействованы драматические артисты и трио музыкантов Howlin‘Jaws, исполняющее свои произведения на электрогитаре, контрабасе, литаврах, мандолине, банджо и бузуке. Музыки, пожалуй, с избытком. Она ультрасовременна для античной трагедии и иногда переходит в рок-н-ролл.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Убрали Пушкина, Чайковского, а заодно и Ярослава Мудрого: как проходит «деколонизация» Украины

В роли Электры — Орор Фремон. Она вполне реальная женщина, особенно когда появляется в спортивном костюме. Ее брата Ореста играет напоминающий восточного принца Элиот Морель. Он тоже в какой-то момент наденет красный спортивный костюм, но это не намерение буквально перенести действие в наши дни. Но это все-таки сближает героев с мироощущением современных греков, идентифицирующих себя с богами, чувствующих близость к ним, как если бы они были соседями по дому. Это сильно проявляется в греческом кино. Но до Древней Греции всем им далеко. И в спектакле Симона Абкаряна нет никаких туник и котурнов, но есть балетные пачки, элементы кимоно, одежды более поздних эпох, придающие сказочность и волшебство происходящему. Орест напоминает принца Гамлета, а его мать — шекспировскую Гертруду. Он возвращается из изгнания под видом чужестранки, соответственно, в женском костюме. Его не узнает даже родная сестра, хотя все это чистая условность. И только продемонстрировав хору женщин свою мужскую «доблесть», Орест подтвердит, кто он есть на самом деле. Его отец погиб от рук собственной жены Клитемнестры (ее играет Катрин Шауб Абкарян) и ее возлюбленного Эгисфа. Все ради трона и из-за зова плоти. Электра и Орест готовы отомстить за смерть отца.

Первое действие идет тяжело. Мизансцены статичны. Между героями не возникает искры. А потом власть возьмет в свои руки хор женщин, и все второе действие пройдет под знаком матриархата со своей страшной энергетикой. Женщины способные на все, когда посягают на их свободу.

Симон Абкарян — уроженец Парижа, какое-то время живший в Бейруте и изучавший там кавказские танцы, перебравшийся в Лос-Анджелес. Как и любой армянин, он человек мира. В Америке работал в армянском театре под руководством Джеральда Паразяна, стажировался у Жоржа Биго на курсах Комедии дель Арте. Восемь лет работал с Ариан Мнушкиной, играл у Питера Брука, пока не создал собственную труппу, с которой ставил Еврипида, Эсхила, Сенеку и Шекспира. Симон Абкарян — востребованный кино актер. Его фильмография насчитывает порядка семидесяти картин, и среди них — знаменитый «Арарат» Атома Эгояна, «Шрам» Фитиха Акина, «Арам» Роберта Кешишяна, «Армия преступников» Робера Гедигяна, «Казино «Рояль» Мартина Кэмпбелла. Можно только удивляться тому, как он все это сочетает.