Тайные работы автора «Явления Христа народу» выставили рядом с его главным шедевров
Главное здание Третьяковской галереи радует посетителей новой выставкой из «золотого фонда» музея. Акварельный цикл «Библейских эскизов», над которым Александр Иванов работал последние 10 лет жизни, был лишь подготовкой к масштабной работе – росписи храма. Именно в этом художник видел свою миссию. Храм мудрости, где росписи складывались бы в сложную систему взаимосвязей и сопоставлений, о котором мечтал Иванов, так и не был построен, но эскизы остались. Библейский цикл мастера показывали в трех частях – теперь в Лаврушинском переулке представили финальную «главу», рассказывающую о последних днях жизни Христа, его смерти и воскресении.
В этом году посетители музея получили возможность узнать творчество Александра Иванова с новой стороны. Кроме картины «Явление Христа народу», признанной шедевром еще при жизни художника, в Третьяковке можно рассмотреть и «Библейские эскизы» — графику, которую автор оберегал от посторонних глаз до конца жизни. Работу над этим циклом он начал сразу после создания свой главной картины, а, может быть, идея «Храма мудрости» пришла ему в процессе работы над большим полотном. Однако свой масштабный замысел он держал в тайне от всех. Закончить Иванов не успел – скончался от холеры. И только после смерти мастера близкие узнали о его мечте о «Храме мудрости».
В 1858 году художник перевез свои рисунки из Рима, где Иванов долгое время жил и имел мастерскую, в Санкт-Петербург, затем эскизы попали в Отделение изящных искусств Румянцевского музея, а позже – в фонд Третьяковской галереи. Будучи эксклюзивным обладателем графического наследия Александра Иванова, музей хранит более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов художника. Но на камерных выставках можно увидеть только наиболее впечатляющие работы.
«Мы делаем уже третью выставку, выбирая самые законченные произведения из большого количества библейских эскизов», — рассказала куратор выставки Маргарита Крылова.
Часть цикла, рассказывающая о последних днях жизни Иисуса Христа, его смерти, чудесном воскресении и вознесении представляют 25 акварельных композиций. Легкий штрих карандаша и полупрозрачные краски облегчают восприятие тяжелых сцен.
Так, в «Тайной вечере» автор лишь обозначает силуэты ближайших учеников Христа, выделяя красками лишь самого учителя. Но сюжет вполне ясен – фигуры оттеняет коричневая бумага. Практически лишены красок эскизы «Христос перед Пилатом («Откуда ты?»)» и «Христа переодевают, чтобы вести на распятие». Белый холст буквально просвечивается сквозь редкие цветные пятна.
Однако есть здесь и работы, где краски буквально кричат о том, что испытывают герои сюжетов. Наибольшая экспрессия чувствуется в произведении «Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на распятие». Изображенные позы людей, их жесты, а главное, краски – все в эскизе говорит о напряженности момента.
Освещают выставочный зал эскизы «Ангел возвещает женщинам, пришедшим ко гробу, о воскресении Христа» и «Ангел отваливает камень от двери гроба». Белое свечение существа, спустившегося с небес, привлекает внимание зрителя с порога. Художник стремился изобразить сюжеты так, чтобы перевернуть сознание зрителей.
– Смысл в том, чтобы видеть ситуации нравственного выбора, который стоит перед каждым человеком, — рассказывает Маргарита Крылова. — И все это было призвано к тому, чтобы люди, изучая историю Христа, делали для себя выводы о том, что можно вставать на сторону праведности, праведных умыслов и добра.