«МК» вспоминает о самых резонансных покушениях на Джоконду и другие произведения Поделиться
В Лувре неспокойно. На фоне скандала с экс-директором музея Жан-Люк Мартинес, которого обвиняют в мошенничестве и отмывании денег (его подозревают в закупке фальшивых артефактов), произошло нападение на Мону Лизу. Мужчина в женском парике и на инвалидной коляске попытался разбить антивандальное стекло, а когда не вышло, запустил в картину тортом и лепестками роз. Свою «сладкую» выходку молодой человек сопроводил призывами одуматься и спасти планету. Нападавшего, у которого не было шансов реально навредить шедевру, конечно же, тут же задержали. В связи с этим инцидентом «МК» вспоминает о других покушениях на Джоконду и иные произведения, которые чаще всего становились жертвами вандалов.
Мона Лиза – самое раскрученное произведение в мире и самое популярное среди вандалов. Впрочем, до 21 августа 1911 года шедевр Леонардо да Винчи занимал скромное место в Лувре и был известен в основном знатокам. Однако, когда сотрудник Лувра, итальянский художник-декоратор Винченцо Перуджа похитил картину, а под подозрение попали известный поэт Гийом Аполлинер и его друг художник Пабло Пикассо, о загадочном портрете заговорил весь мир. Только спустя три года после кражи картину удалось найти и вернуть в Париж. С тем пор она находится под пристальным вниманием зрителей и службы охраны. Впрочем, особые меры безопасности специально для нее изобрели в 1956 году, когда картина отправилась на выездную выставку: тогда в музее французского города Монтобан один из посетителей попытался облить картину кислотой и повредил нижний край полотна. Пришлось реставрировать. Спустя несколько месяцев другой зритель, уроженец Боливии, бросил в Мону Лизу камнем. Тогда для картины была разработана пуленепробиваемая стеклянная капсула. Однако покушения продолжились.
В 1974 году Джоконда снова отправилась на гастроли – в Японию и в СССР. К тому моменту, ее страховая стоимость была беспрецедентной: с тем пор мы можем говорить о том, что Мона Лиза – самая дорогая картина в мире. Тогда ее оценили в 100 миллионов долларов, что теперь, с учетом инфляции, может доходить до 3 миллиардов долларов. Несмотря на то, что в Национальном музее Токио картина была выставлена в тщательно охраняемом зале, а условия показа целый год обговаривались сотрудниками музеев и дипломатами (премьер-министр Японии Какуэй Танака получал специального разрешение на выставку от президента Франции Жоржа Помпиду), шедевр снова подвергся нападению. Молодая японка распылила красную краску на шедевр, но, благодаря защитному стеклу, работа Леонардо не пострадала. После 1974 года произведение ни разу не покидало Лувр.
Однако и в парижском музее, где шедевр показывается под толстым стеклом и за оградительными стойками так, что между зрителями и работой сохраняется дистанция в несколько метров, на девушку с загадочной улыбкой продолжаются нападки. Среди странных случаев – не только этот – с тортом и лепестками. В 2009 году россиянка запустила в картину чайной чашкой, объяснив свою выходку нервным срывом. Женщина пыталась получить французское гражданством, но ей отказали. Как россиянке удалось провести чашку, еще можно предположить (в конце концов, она могла купить ее в сувенирном магазине музея), а вот как сейчас молодой человек в парике пронес в Лувр целый торт – загадка (может, служба безопасности отвлеклась на чаепитие?). В любом случае выходка с тортом не могла бы причинить картине вред, так что, очевидно, что «акционист» таким образом хотел заявить о себе и донести свое послание миру (может, он экоактивист?).
Кстати, Мона Лиза – действительно самая охраняемая в мире картина, но не единственная. В 2016 году галерея Уффици обновила зал Боттичелли и установила там прозрачные пуленепробиваемые капсулы, которые защищают «Весну», «Рождение Венеры» и «Благовещение» знаменитого итальянского живописца, а также картины Поллайоло, Хуго ван гер Гуса и Доменико Гирландайо. Подобную стеклянную капсулу, как у «Венеры» Боттичелли, сейчас собираются сделать для картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван». Вот-вот завершится реставрация произведения – холст уже «вылечили» (причем, не только от последствий нападения четырехлетней давности, но и от застарелых «болезней», появившихся после покушения 1913 года), осталось довести до идеала историческую раму (она, кстати, авторская). Первоначально Третьяковка планировала заказать защитную капсулу в Италии или Японии, но из-за сложившейся геополитической ситуации ее придется разработать нашим специалистам. Проект уже готов, осталось найти средства на его воплощение. В России таких антивандальных капсул пока нигде нет, хотя в Эрмитаже работы да Винчи и Рафаэля защищены довольно крепкими стеклами, но не таким современными, как в Лувре и Уффици.
по теме