Творческую биографию режиссера рассмотрели сквозь призму ее фильмов. Поделиться

Сейчас Татьяна Лиознова могла бы заинтересовать не только своими фильмами, но и своей биографией. В ее творческом пути нашли выражение не просто интонации советской идеологии, но и голос женщины, которая выбрала «мужскую профессию», и оставалась верна ей до конца жизни. Параллели с судьбой режиссера в её кинокартинах отыскивала коресспондент «МК».

Взгляд Ефремова и песня Дорониной: открылась выставка к столетию Татьяны Лиозновой в РОСИЗО

Если бы она родилась на сто лет раньше она была бы суфражисткой. Если бы Татьяна Михайловна жила и работала сейчас, ее бы признали иконой феминизма. Но Татьяна Лиознова была подлинной дочерью своей эпохи — ее называли «железной леди советского кино». Режиссер говорила, что ее детьми стали ее фильмы.

Экспозицию «Мгновения Татьяны Лиозновой» (Андрей Райкина) поделили на части, посвященные кинокартинам. Всего в фильмографии их восемь: «Рано утром», «Память сердца», «Евдокия», «Им покоряется небо», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Мы нижеподписавшиеся» и «Конец света с последующим симпозиумом».

Но выставка начинается не с фильмов, а с признания — да, Нина Соломатина из «Карнавала» все-таки стала успешной артисткой. Знаменитая сцена: вот Ирина Муравьева поет песню «Спасибо, жизнь», вот за ее выступлением следит полный зрительный зал, а вот в это кресло вы можете присесть. И понять, насколько стихи Роберта Рождественского:

   Спасибо, жизнь, за то, что этот щедрый век

Звучал во мне то щедростью, то болью

За ширь твоих дорог, в которых человек,

Все испытав, становится собою…

перекликаются с миропониманием Татьяны Лиозновой.

Первый зал посвящен атмосфере ранних фильмов: дебюту «Память сердца» по воспоминаниям английского летчика Ральфа Чедвика, в котором главную роль исполнила жена ее мастера Сергея Герасимова Тамара Макарова; полнометражной саге о семейной любви «Евдокия», фильму о дружбе советских летчиков «Им покоряется небо». Воспевание советской атмосферы 60-ых продолжаются в агитационных плакатах. Говорят, что в РОСИЗО собрана самая большая их коллекция.

Цитаты и кадры из фильмов рифмуются с содержанием советских киножурналов. Татьяна Лиознова начала увлекаться документалистикой после выпуска из ВГИКа, и даже ассистировала режиссеру по монтажу в картине «Освобождённый Китай», которую снял ее учитель Сергей Герасимов. Работа с кинохроникой во многом сформировала ее узнаваемый стиль.

    Женщина на заводе: Предохранитель не опускаю, замечаешь?

Надя Смирнова: Не опускаете, да?

Женщина на заводе: От него только хуже. На себя надо надеяться, поняла?

Надя Смирнова: Поняла.

Настроение фильма «Три тополя на Плющихе», вдохновенного песней «Нежность» Александры Пахмутовой, передается через сближение с пластическими искусствами и литературой. Посетители выставки помоложе замирают рядом с коллажем кадров из фильма: невозможно поверить, что советскую действительность (например, поездку Нюры и Саши по улицам Москвы) было возможно запечатлеть с такой поэтичностью. А взгляд, каким Олег Ефремов смотрит  на случайно встреченную им женщину… Любит, все понимает, ничего не может изменить.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Добрый папа «Домисольки»

Мультижанровому художнику — мультимедийная выставка. Татьяна Лиознова часто обращалась к элементам документального кино, во всех ее ранних самостоятельных работах звучал закадровый голос, музыка к ее фильмам была написана на самые звучные современные стихи, и получившиеся песни («Нежность», «Позвони мне, позвони», «Мгновения») благодаря точному режиссерскому расчету мгновенно становились народными хитами. В экспозиции представили видео-хронику и фрагменты фильмов Лиозновой из коллекции Госфильмофонда, а в некоторых залах выставили повторы легендарных декораций.

Зал, который сделан в стилистике «Карнавала» — самый личный. История создания фильма иллюстрируется точным подбором мизансцен. Картина отразила непростые отношения Татьяны с отцом и матерью, вобрал в себя воспоминания о родном городе и горький опыт первых студенческих ошибок.

Татьяна Лиознова происходила из еврейской семьи, ее отец погиб в начале Великой Отечественной, в 1943 году ее отчислили из ВГИКа — сказали, что не хватает опыта. Об этих фактах необходимо вспомнить, перед тем, как перейти к истории Штирлица.

К «Семнадцати мгновениям весны» подступают осторожно. В центре зала — инсталляция «Осколки», выполненная в технике средневекового готического витража. Кадры из легендарного фильма и биографии прототипов любимых героев рифмуются с документальными снимками военных корреспондентов и живописными картинами с героями Великой Отечественной. А Богоматерь с готического витража смотрит на «Ветеранов» кисти Евсея Моисеенко.

Последние фильмы в творческой биографии художницы для куратора выставки стали поводом поговорить о патриотизме. «Закадровым голосом» этого разговора стал Леня Шиндин из пьесы Александра Гельмана«Мы, нижеподписавшиеся». Главные качества, которые помогают киногерою бороться с несправедливостью системы, — искренность и вера в свои принципы. 

О нем Татьяна Лиознова скажет: «Моего героя роднит с предыдущими одно качество, которое я ценю в людях больше всего, — способность и желание служить своему делу до конца».

Последний фильм Татьяны Лиозновой — «Конец света с последующим симпозиумом» был снят в 1986 году. В стране наступила эпоха «гласности» — и Татьяна Лиознова решила поговорить об опасности ядерного оружия и том, как в погоне за деньгами теряется человеческое лицо. Тема ценности мира на выставке продолжается в пацифистских плакатах конца восьмидесятых, а о духовных ценностях Лиозновой рассказывает документальный фильм, в котором оживают герои ее кинокартин.