Свое 1000-летие город встретил выставкой с символичным названием Поделиться

Шелковые сарафаны, расшитые золотой нитью кокошники, платки тончайшей вышивки. Одно слово – красота. Именно так называется выставка в Архиерейских палатах Суздальского кремля, которой город открывает свое 1000-летие. В экспозиции – 66 экспонатов из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, которые показывают в простых деревянных витринах. Лаконичность оформления выставки (дизайн – Кирилла Асса и Надежды Корбут) подчеркивает тонкость и сложность вышивок.

В Суздале показали златотканую красоту

К своему 1000-летию Суздаль преобразился. В Кремле, наконец, закончена многолетняя реставрация. Специалисты, наконец, привели весь древний комплекс, который входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Последней на очереди была соборная колокольня, возведенная в первой половине 17 века: на ее восстановление ушло два года, летом на купол вернули крест, а потом закончили и восстановление и других утрат. Теперь белокаменный ансамбль явился во всей своей красе.

– Работали по принципу – не навреди, – говорит «МК» директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева. – Наша задача – открыть красоту памятников, сделать так, чтобы посетителям было здесь интересно и комфортно, для чего мы сделали удобную навигацию. А первым проектом, которым мы открываем юбилейный стала выставка «Красота». Ей мы хотели подчеркнуть красоту представленных предметов: функционал этих уникальных вещей во многом утрачен, но то эмоциональное впечатление, которое они были призваны производить, сохраняется.

Глядя на эти экспонаты, и правда, так и хочется повторять: красота! Встречает посетителей шелковый сарафан, переливающийся от мягкого розового в светло-оранжевый. Сложно поверить, но он принадлежал крестьянке, а не боярыне. А вот кокошник, расшитый растительными узорами с редкими аленькими цветочками. Он вернулся в Россию из парижского Музея Белой Гвардии. Вероятно, кто-то из эмигрантов вывез семейную реликвию в годы революции, а потом, отходя в мир иной, передал дорогую вещь в музей. Точно его история не известна. Но работа очень тонкая.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Поэт-экскурсовод из Петербурга раскрыл все тайны профессии и родного города

Такие вещи создавались долго и передавались потом из поколения в поколение. Вот, например, бархатная душегрейка, украшенная затейливым орнаментом. На ее создание мастерица потратила как минимум полгода жизни, уделяя по 4 часа ежедневно ткацкому делу. Вышивать девочки учились сызмальства – без приданного замуж было не выйти. К самопрезентации девушки подходили с особым трепетом и старанием, годами вышивая себе приданное: от наряда зависела и их судьба.

– До петровских реформ богатые ткани преимущественно были привозными, – рассказывает научный сотрудник музея-заповедника и консультант выставки «Красота» Наталья Кондрашина. – У нас они представлены образцами персидского бархата. А с середины ХVIII века повсеместно заводятся купеческие мануфактуры: ткани отечественного производства ничем не уступают зарубежным. К тому моменту уже сложились основные формы народного костюма. На нашей земле бытовал московский круглый сарафан и распашной, украшенный золотой и серебряной вышивкой. Именно такой открывает выставку – он принадлежал зажиточной крестьянке.

В фондах Владимиро-суздальского музея-заповедника более 500 тысяч экспонатов. Большинству из них требуется реставрация и самым лучшим поводом становится новый проект. Летом музей готовит показать другие восстановленные предметы на выставке «Русский феникс: Суздальская земля», которая пройдет в коллаборации с Музеями московского Кремля. А пока до весны можно разглядывать златотканую «Красоту» в Архиерейских палатах.