Как пройти между морем и пустыней
«Восток – дело тонкое» – любил приговаривать товарищ Сухов в легендарном фильме «Белое солнце пустыни». Эта фраза абсолютно справедлива в отношении всего, что связано с укладом, традициями и культурой восточных стран, у каждой из которых свои особенности и тонкости. Познакомиться с культурой, историей и бытом одного из богатейших государств Ближнего Востока Катара, где зимой 2022 году пройдет Чемпионат мира по футболу, можно в петербургском Российском этнографическом музее.
Выставка «Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие» создает особенную атмосферу, приоткрывающую «вуаль» этой необычной страны.
Еще пару десятилетий назад катарцы не знали, что такое небоскребы и высокие технологии, но сегодня столица страны Доху – современный технологичный город с достаточно развитым туризмом и культурой, в чем, наверняка, убедятся футбольные фанаты, которые доедут сюда зимой 2022 года. Кстати, наша страна обещала всестороннюю поддержку в организации чемпионата: вчера главы государств Владимир Путин и эмир Катара Тамим бен Хамад обсуждали эти вопросы в телефонном разговоре. А пока спортивное событие только готовится на повестке — культура Катара, не покидая России.
В Российском этнографическом музее не просто представлены артефакты, приоткрывающие все тонкости катарской жизни, но и воссоздана обстановка главного места встреч – маджлис. В такой гостиной в виде куба с диванчиками и мягкими подушечками обычно собираются мужчины, чтобы обсудить последние новости или поиграть в настольные игры за чашечкой кофе с финиками.
На выставке «место щедрости и мудрости» украшают не только традиционные ковры, но и экраны, где показываются кадры из жизни бедуинов. Вот, например, женщина забирается на верблюда и устраивается в удобном кресле-седле. Оно называется хаудах и позволяет с комфортом совершать длительные путешествия по пустыне. Подобное седло «живьем» можно увидеть и в экспозиции выставки. Женщина-наездница одета в черный хиджаб и яркое оранжевое платье в пол. Катарские женщины любят яркие наряды, а лицо закрывают по необходимости – чтобы спасти лицо от обгорания. В других случаях скрывать личико вовсе не обязательно, достаточно носить тюрбан, и это тоже, скорее, дань традициям, чем непреложное правило.
Да, Катар – мусульманская страна и там в ходу многоженство, но женщина там не просто домохозяйка и мать. Многие из них занимаются политикой, наукой и культурой. Кстати, женские маски, защищающие от палящего солнца, в этой культуре особенные и отличаются от подобных аксессуаров других восточных стран: закрывают лоб, нос и подбородок, вырез ткани напоминает усы, закрученные вверх.
Большая часть территории Катара занимает пустыня с редкими оазисами, но страна с разных сторон омывается морями, так что название выставки не случайно. Левая часть экспозиции рассказывает морскую историю государства. Дело в том, что пока здесь не нашли богатые залежи газа и нефти, Катар считался страной жемчуга. Мужчины на полгода уходили в море, чтобы доставать из его глубин идеально круглые жемчужины. В начале ХХ века многие европейские ювелиры путешествовали сюда в поисках лучших материалов, подобную экспедицию совершал и знаменитый француз Картье. На выставке эта сторона истории страны представлена многочисленными фотографиями и артефактами (как, например, весы для жемчуга или ножи для открывания моллюск). Многие ловцы жемчуга от постоянных погружений в море слепли, в лучшем случае их глаза становились почти прозрачными и теряли цвет из-за постоянного контакта с соленой водой.
Но ювелирное искусство здесь по-прежнему поставлено на широкую ногу, примеры исторических и современных украшений представлены в двух необычных пространствах, построенных на территории экспозиции, по форме напоминающие традиционные катарские печи. Можно погладить покрытие из штукатурки и ощутить тактильно его стройный рельеф.
Правая сторона выставки представляет артефакты, больше связанные с культурой пустыни. Это и седла для верблюдов разных видов, отделанные хлопком и кожей и украшенные узорами, закругленные кинжалы словно из сказки про Алладина, и одежда, защищающая от солнца — летом температура поднимается до 50 градусов.
Отдельно, в колоннаде, выставлены ковры — неотъемлемая частью восточной культуры. Здесь не только катарские ковры, но и, например, иранские и индийские, так что можно почувствовать сходство и разницу техник, мотивов и узоров. Именно ковер становится центральным элементом выставки – еще при входе мы видим молитвенный ковер с очертанием мечети, украшенной сакральными узорами. Рядом с ним выставлены рукописные Кораны, потрясающие тонкостью исполнения.
Над всей экспозицией нависает полупрозрачная белая сетка, которая не только создает особую атмосферу, не только и читается метафорой открытия культуры Катара (а об этой стране у нас знают многим меньше, чем о ее соседях – Саудовской Аравии и ОАЭ), но и напоминает о томных белых туманах, свойственных Катару. На выставке собраны экспонаты из трех музеев – Национального музея Катара, частной коллекции Шейха Фейсала бин Кассима Аль Тани и Арабского музея современного искусства (Mathaf).