Ренессанс по Дюшану Поделиться
Музей Декоративного искусства переживает Ренессанс. Во дворе публику встречает масштабные и эффектные инсталляции, а внутри ждет обновленная постоянная экспозиция и разноплановые временные выставки. От коллекций старинных замков и ключей, уникальных предметов из стекла и дерева до проекта к 100-летия пионерии и оригинальных арт-объектов в виде фантастических растений и животных, навеянных образом синей плесени из романа Владимира Набокова. Преображение музея оценил «МК».
Во дворе музея на Делегатской теперь есть чем заняться и детям, и взрослым. Школьники носятся по инсталляции итальянки Душаны Бравуры, краем глаза улавливая многочисленные образы, заключенные в работе, взрослые рассматривают их с толком, расстановкой. Эффектная инсталляция выполнена из позолоченных канализационных труб, по которым «текут» культовые произведения искусства ХIХ-ХХI веков. Здесь соседствуют картины Пикассо и шелкографии Уорхола, автопортрет Малевича и «Собака из шариков» Кунса. Все арт-потоки сходятся в итоге к «знаменателю», ставшей поворотной точкой в искусстве, – это произведение раздвинуло границы арт-мышления. Это «Фонтан» Марселя Дюшана. Реплика писсуара тоже украшена золотом – слово из всех собранных в трубах произведениях выкристаллизовывается одна капля и она бесценна.
Вокруг работы итальянки Душаны Бравуры, чье имя созвучно фамилии основателя дадаизма, – другие творения современных художников, не менее оригинальные. Например, на траве стоит стог в натуральную величину – только он не из сена, а керамический. Его автор – еще один итальянец, Марко Бравура, художник с мировым именем, чьи произведения украшают Бейрут и Равенну, друг Тонино Гуэрра. Последние годы Марко живет и работает в Тарусе, на берегу Оки. Река для него – мощный источник вдохновения, о чем свидетельствует арт-объект «Nautilus» (2021). Это гигантская ракушка, выложенная камнями и декорированная золочением, перламутром, смальтой, стеклом и настоящими ракушками, напоминает о формуле совершенства, которая работает не только в искусстве, но и в природе – речь о золотом сечении.
Внутри музей тоже заметно изменился. Год назад в левом крыле музея появился центр моды и дизайна, экспозиция которого регулярно дополняется работами молодых авторов. В основе коллекции проекта «Вещь» – раритетные экспонаты и реплики предметов дизайна от начала ХХ века до наших дней. Среди новых поступлений – произведения победителей конкурса «Сделано в России», придуманного музеем еще задолго до того, как был взят тотальный курс на импортозамещение.
На другом этаже центра моды и дизайна открылась выставка к 100-летию пионерии. Здесь не только рассказывается об истории создания и жизни детской организации, которую сейчас активно возрождают, но и представлены интересные экспонаты из керамики и не только. Есть, например, оригинальный набор авангардных фужеров в виде красных флагов, а еще вазы, изображающие пионерский костер. Есть и керамические статуэтки пионеров, среди которых можно найти чернокожего мальчишку, и гобелен с изображением пионеров-чукчей, словом, разнообразно. А знаменитая фраза Ленина, ставшая девизом движения, – «Будь всегда готов!» на одной из стен изображена в стиле одного из основателей соц-арта Эрика Булатова. Красные буквы из пластика подвешены в пространстве горизонтально и отбрасывают вниз тень, растягиваясь и растворяясь в воздухе…
В центральной части музея – классика жанра. Здесь работает обновленная постоянная экспозиция, которая получила название «Русский стиль». Фондовые экспонаты теперь представлены стильно, структурировано и современно. После общего введения о русском стиле в декоративном искусстве зрителей ждет путешествия в разные точки, которые в свое время (а некоторые и по сей день) стали местом силы для художников. Здесь и Абрамцевский кружок, куда входили Репин, Поленов, Серов, Васнецов, Врубель, и Талашкино – имение княгини Тенишевой под Смоленском, которое на рубеже ХIХ и ХХ веков было художественным центром национально-романтического стиля (там работали Рерих, Малютин и Бекетов) –, и Московский кустарный музей, который возглавлял Сергей Морозов из знаменитой династии. История развития декоративного искусства рассказывают не только экспонаты, но и мультимедиа-экраны, а некоторые предметы (точные реплики оригинальных керамических плиток) можно трогать.
Напротив постоянной экспозиции – зал, где выставлены уникальные замки и ключи из коллекции Дмитрия Жданова. Здесь есть предметы домонгольского периода, а есть и увесистые советские замки. Один из них размером гитарную деку, другой, тоже большой, с двумя ключами. Есть тут и очень хитрые конструкции, а настоящие шедевры декоративной отделки. По-соседству с замками – выставка с затейливым названием «Здравствуй, дерево!», где представлена искусная резьба, изделия из бересты и скворечники, созданные Катей Медведевой – одной из самых известных на сегодняшний день представительниц наивного искусства.
А в правом крыле с парадной лестницей, где в советское время проходили статусные мероприятия Президиума Верховного Совета и Совета министров РСФСР (организации занимали особняк Остермана до 1979 года, после чего его отдали под музейные нужды), расцвела (!) синяя плесень. Животные, птицы, растения инопланетного вида словно врастают здесь в стены, ступеньки, перила. «Вселенную синего леса» создали в Музее декоративного искусства молодые художники с особенностями развития из мастерских «ОКОЕМ». На необычные арт-объекты из папье-маше авторов вдохновила цитата из романа Владимира Набокова «Камера обскура»: «…я выставил на ночь мокрые сапоги, а утром на них уже вырос голубой лес: плесень…». На контрасте с «синей плесенью» «играет» коллекционное советское стекло из собрания Татьяны Удрас. На выставке «Воздух» собраны вазы, чаши, бокалы, созданные дизайнерами с 1940 по 1997 годов. Некоторые из экспонатов парят в пространстве – так куратор Павел Сеплянский хотел продемонстрировать легкость дизайнерской мысли стекольного дела.
Словом, с музея стерли советский нафталин – и он преобразился. Возрождение идет полным ходом. На носу – серия выставок ведущих ВУЗов, где есть отделения разных направлений декоративного искусства. Дорогу молодым, почет традициям – таков курс музея сегодня. Впрочем, пока есть и недочеты – где-то не хватает экспликаций, где-то не срабатывают qr-коды со ссылками на описание. Но это нормально для реформации – успех не дается просто и быстро.