Олег Владимирович Толстой был талантливым пейзажистом, но не стал всенародно известным Поделиться
В столичной Галерее Товарищества живописцев Московского союза художников завершает работу выставка картин Олега Владимировича Толстого: пейзажиста, эмигранта, «тихого мастера», имя которого хорошо знакомо специалистам, но едва ли стало всенародно известным. Проект «Весна. Солнце в Клинах» увидел и корреспондент «Московского комсомольца».
Нужно быть хотя бы немножко толстоведом, чтобы идеально разбираться в линиях потомков «яснополянского отшельника», но несложно выяснить, что Олег Владимирович Толстой (1927-1992) приходится ему правнуком по линии Ильи Львовича Толстого, у которого было восемь детей, двое из которых оказались за пределами России. С биографией разобрались. Теперь неспешно посмотрим выставку.
Дочь Олега Толстого, художница Наталия Олеговна Толстая (получается, праправнучка Льва Николаевича), рассказала «МК» о судьбе предков:
— Когда в 1945 году Толстые вернулись из Сербии, где они прожили примерно четверть века, они поселились в Москве и стали бывать в Ясной Поляне. Первым приехал мой дедушка Владимир Ильич Толстой, жена Ольга Михайловна, два его сына Олег и Илья. Во время поездок мой папа стал писать там этюды и потом часто приезжал…
Яснополянские мотивы проступают в творчестве Олега Толстого наиболее выпукло: ничего не поделаешь с тем, что это самая ценная часть наследия. Картины «Никольско-Вяземское» 1988 года (так называется имение предков Льва Толстого по отцовской линии), «Ясная Поляна. Дом» 1991-го, «Ясная Поляна. Березы в снегу» (80-е), рисунки карандашом «Ясная Поляна. Вечер» и «Ясная Поляна. Пейзажи» (датируются семидесятыми годами), полотно тех же лет «Ясная Поляна. Зима» не отличаются кричащими красками, не сражают наповал вычурностью. Но в этом «тихом мастерстве» и стремлении к лаконичности есть своя прелесть.
Скорее всего, другие работы, учитывая любовь Олега Владимировича Толстого к прогулкам в яснополянских окрестностях, можно атрибутировать точнее, и тогда перед нами будет не просто «Сосны и береза», не «просто» некая «Сирень» или «безымянный» (беру все псевдооценочные слова в кавычки!) «Пейзаж с красной крышей»…
Впрочем, географические интересы художника были шире бесконечно дорогой ему точки на карте Тульской области.
О путешествиях и поисках, в том числе духовных, свидетельствуют полотна разных лет: «Река Витим», «Севастопольская бухта», «Дымы Севастополя», «Новодевичий монастырь», «На Кубани», «Ледокол» — и наиболее пронзительные из этого списка «Осень на Байкале» и «Байкал ночью».
Также стоит упомянуть, что на выставке представлены фотографии из семейного архива, некоторым из них – больше ста лет, но есть и удаленные от нас хронологически не так далеко. «Это я в детстве», — говорит Наталия Олеговна, показывая на один из снимков.
Заметим, что картины Олега Владимировича Толстого хранятся в Русском музее, Калужском художественном музее, конечно же, в Музее-заповеднике «Ясная Поляна» и в московском Государственном музее Льва Толстого. Часть художественного наследия остается также у потомков.
В одном месте произведения собирают не так часто, так что этой весной ценителям живописи, несомненно, повезло. Конечно, было бы лучше, если бы Галерея живописного искусства на 1-й Тверской-Ямской располагала такими же техническими возможностями, как Эрмитаж или Третьяковка, но любые недостатки, скажем, по освещению, с лихвой компенсируются «намоленностью» пространства.