Необычный текстиль Поделиться

Говорим текстиль — подразумеваем ткань, сплетенную из нитей или волокон. Выставка «Другой текстиль/другой текст» ломает эту общепринятую аксиому. Здесь представлены «ткани» из стекла и глины, бумаги и пластика, полевых трав и лыка, словом, из чего угодно, кроме привычных материалов. Центральным объектом в выставочном зале «Галерея ХХI века» стала инсталляция «Лодка памяти»: настоящее судно, над которым развеваются воздушные белые паруса с отпечатками лиц, созданные из переработанного пластика. Это своеобразный манифест куратора выставки, мастера гобелена Веры Занегиной, наглядно демонстрирующий, как традиционная техника трансформируется, сохраняя связь с прошлым, при этом переходя на язык актуального искусства.

В "Галерее XXI века" показали кружева из глины

— Мы ломаем стереотипы понимания текстиля и расширяем его границы. На этой выставке нет ни одного классического гобелена или батика, при этом мы не отрицаем традиции. Художники, чьи работы собраны здесь, ищут новые подходы, наполняют текстиль «сегодняшним воздухом», — рассказывает Вера Занегина.

Напротив экспозиционной доминанты — инсталляции «Лодка памяти» — разместилась еще одна ее крупная работа, выполненная из осенних листьев. Они скручены, словно папиросы, и разрезаны на своеобразные «суши», а затем наклеены на пластиковую подложку. Получившийся «гобелен» напоминает карту Земли, только континенты на ней — «рваные», будто бы часть суши ушла под воду. Впрочем, художница надеется, что ее работа не станет пророческой.

Вера делает текстиль из переработанного пластика, засушенных листьев, веток и полевых трав. На выставке есть несколько ее гобеленов, сплетенных в необычные ковры с приятным луговым запахом. Один из них — под названием «Тишина» — соседствует с круглым домотканым «бабушкиным» половиком, наброшенным на белую тумбу. При ближайшем рассмотрении оказывается, что разноцветный половичок — керамический. Его автор — художница Наталья Макарова из Самары. Свой первый «бабушкин» половичок из глины она сделала после стрессовой ситуации — керамика стала для нее психотерапией, возможностью вернуться в детство, чтобы заново осознать себя и пережить травматичный опыт. Так Наталья нашла свой стиль и теперь создает не только ковры, но и необычные сумочки, платья и костюмы. Такой текстиль нельзя на себя надеть, зато смотрится он весьма эффектно, лаконично и стильно.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Малом театре показали, как готовятся к премьере

Не менее оригинальны в исполнении «текстильные» работы Виктора Решетникова — керамиста, которого называют живым классиком. На выставке две серии. Первая представляет собой керамический «слепок» с ткани, на котором текстура отпечаталась в мельчайших деталях. Необычные объекты закручены в спираль или похожи на юбочку. Вторая серия фиксирует в глине легкость ткани: словно тот самый синенький платочек из советского хита подбросили в воздух, и он застыл в полете. «Я окунаю ткань в жидкую глину, по консистенции напоминающую сметану. Примерно так же делают чурчхелу», — поясняет Виктор свою авторскую технологию.

Керамика тем и уникальна, что, с одной стороны, вечна и может не стариться тысячи лет, при этом очень хрупка. Художник Людмила Крутикова фиксирует этот парадокс в двух работах. Одна из них напоминает белоснежную небрежно брошенную ткань. Каждая складочка читается в этом тонком объекте под названием «Хрупкость». Другой объект — «Модуль сдвига» — тоже керамический, но уже цветной. Красная «ткань» с зелеными и оранжевыми элементами смотрится опять же очень натурально и является метафорой сопротивления человеческого духа, его стойкости вопреки любым внешним вызовам.

Работы Натальи Евсеевой, графика и дизайнера из Воронежа, одновременно напоминают современные архитектурные объекты и странные композиции из текстиля. На самом деле они созданы из картона, закрученного в необыкновенные извилистые формы. Объекты Елены Татаринцевой — из луба. Это прослойка между корой дерева и его стволом — из такого материала раньше делали мочалки, корзины и лапти. Современная художница создала из них гигантские трубки мира, а еще «Золотое сечение», поминающее огромную шляпу с позолоченной линией на полях. Александра Островская украсила яркую ширму и табурет вышивкой из пластиковых нитей, а Екатерина Афинина-Суховерцева «вышила» слово «знак» из металлической проволоки под фактурным стеклом. Словом, у каждой работы на выставке есть своя текстура. Текстиль здесь — это мировоззрение, которое отражает ткань жизни, переплетение судеб и событий. «Мы то висим на ниточке, то завязываемся узлом», — говорит Вера Занегина, описывая проект. Слова тоже могут быть текстильны — и в «Галерее ХХI века» эта метафора материализуется в конкретных арт-объектах.