Дмитрий Бертман: «Какие бы обстоятельства ни происходили, самое главное — не остановить музыку» Поделиться
«Под сказочным небом «Геликона» — таков новый слоган театра Дмитрия Берт-мана, с которым он вступает в свой 33-й театральный сезон.
Режиссерами оперного кинопроекта выступают Дмитрий Бертман и Валерий Спирин, дирижер — Валерий Кирьянов. Параллельно в конце августа «Геликон» отправится на гастроли в Ханты-Мансийск, где представит оперу «Евгений Онегин» П.И.Чайковского. А уже 1 сентября в театре на Большой Мясницкой стартует II Молодежная программа оперных артистов: первая, сезона-2020/2021, стала весьма успешной, и ее участники приобрели уникальные актерские и вокальные навыки, которые теперь реализуют на ведущих сценах российских театров, а сопрано Елизавета Кулагина принята в труппу «Геликона».
— Каждый в себе не должен останавливать музыку, — сказал Бертман, обращаясь к артистам. — Потому что мы за музыку ответственны сами, и музыка в нас и есть наша жизнь. Какие бы обстоятельства ни происходили, самое главное — не останавливать музыку.
Даже если бы кто-то и задумал ее остановить, у него бы ничего не вышло, поскольку планы «Геликона» огромные и этого не позволят сделать. Спектакли на фестивалях в формате open air («Евгений Онегин» в Белгороде), «Русская опера у стен монастыря» в подмосковных городах: на этот раз в Сергиевом Посаде на площади у Свято-Троицкой Сергиевой лавры и в Серпухове на Соборной площади Успенского монастыря театр представит «Садко» Н.А.Римского-Корсакова.
— Формат open air коварен для звучания солистов, хора и оркестра. Не боитесь испортить впечатление?
— Это действительно всегда очень сложно, но все цветы должны расти. Да, open air имеет свои минусы — тут надо выстраивать специальную акустику, всегда может пойти дождь. Но есть много преимуществ, например, могут полететь птицы, когда ты этого не ожидаешь и полет их не прописан в партитуре. Могут гореть звезды — это невозможно сделать в театре.
— Прежде вы привлекали зарубежных исполнителей, художников. Прошлый сезон закрывали премьерой оперы «Аида», в которой сценографом и художником по костюмам выступили эстонские мастера. Как работать в новых условиях?
— Вопрос очень интересный, но надо понимать, что наш театр создавался как ансамблевый и он никогда не зависел от приглашенных певцов. Мы всегда работали своей труппой — это наш стиль работы. Не было никогда обязательств, контрактов с артистами из других стран. Мы самодостаточны. Да, мы приглашали художников, дирижеров, но сейчас такой период — будем работать своими силами.
Премьерой 33-го сезона станет опера «Богема» Джакомо Пуччини. Над ней работают сразу четыре молодых режиссера — лауреаты Международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-Опера» разных лет. Их курирует Дмитрий Бертман. Вторая оперная премьера «Медиум» Джан Карло Менотти (режиссер Илья Ильин, музыкальный руководитель постановки дирижер театра Валерий Кирьянов).
Зрителей ждут программа романсов «Не пробуждай воспоминаний» в исполнении Нины Шацкой и просветительский проект «Гостиная Людмилы Жумаевой» с программой «Я помню вальса звук прелестный». В честь 150-летия со дня рождения выдающегося русского композитора Сергея Рахманинова в театре пройдет фестиваль «Рахманиновский апрель в «Геликоне». В его рамках в Белоколонном зале княгини Шаховской состоятся показы спектакля «Алеко», а затем в исполнении геликоновцев прозвучат «Литургия Иоанна Златоуста» и «Колокола».
Свой 33-й сезон театр завершит премьерой оперы П.Масканьи «Сельская честь» в постановке Дмитрия Бертмана.