Церемонию вела диктор Центрального телевидения Анна Шатилова Поделиться

«Говорит Москва» — с этих слов, произнесенных культовой ведущей советского телевидения Анной Шатиловой 9 сентября началась церемония открытия памятника Иосифу Кобзону. В сквере, прилегающем к Оружейному переулку, неподалеку от дома, где жил Народный артист СССР, еще пару дней назад появилась скульптура, которую успели увидеть и сфотографировать многие москвичи, но была она, естественно, скрыта драпировкой, и ждала своего часа.

Родные Иосифа Кобзона открыли ему памятник в Москве

Свыше ста человек собрались, чтобы увидеть памятник без покровов — причем прессы было явно не большинство, зрители и поклонники таланта Кобзона чисто визуально преобладали над людьми с диктофонами и фотокамерами. Они рвались возлагать цветы, и когда это позволили, буквально утопили основание изваяния в букетах, что свидетельствует о всенародной любви к артисту. С удивлением под ногами собравшиеся обнаружили символические грампластинки. Уже потом выступающие пояснили композиционный замысел — на этих металлических дисках с именем Кобзона и лейбом «Мелодия» разместили QP-коды: перешел по ссылке — и можно слушать любимые песни Иосифа Давыдовича. То есть постамент с бронзовым изображением выдающегося человека, которого нет с нами, стал не просто визуализацией, а местом встречи с ним. Эту мысль, кстати, выразила сестра Кобзона.

«Осознать, что ты приходишь к памятнику, а не в гости к любимому брату, очень сложно» — призналась Гелена Кандель.

Из высоких гостей на церемонии мы увидели первого зампредседателя Госдумы Александра Жукова, спецпредставителя президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, председателя Мосгордумы Алексея Шапошникова, главу Департамента культуры столицы Александра Кибовского. А из близких — вдову Кобзона Нелли Михайловну,  его дочь Наталью Раппопорт-Кобзон, сестру, и чуть позже — внучку. Непосредственное открытие  — под звучание Гимна России в исполнении Кобзона — провели ближайшие родственники, а также Жуков и Шапошников.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Альбомы апреля: Metallica лечит, Шуфутинский выбирает взрослых женщин

— У нас счастливый день в преддверии дня рождения Иосифа Давыдовича, которому послезавтра исполнилось бы 85 лет. И это счастливое место. Отсюда через квартал, в саду Эрмитаж был деревянный эстрадный театр, где Кобзон впервые выступал, — сказал Швыдкой.

по теме

«Не так много мест в центре Москвы, где была бы широта для личности такого масштаба», – подчеркнул в выступлении Кибовский. И выразил уверенность, что цветы в этой локации будут не только сегодня. «Это великий посол и лоббист культуры. Заменить его некому», — резюмировал он. Неожиданно к микрофону вышел главный Лео Бокерия. Его появление зрители встретили радостными возгласами. Бокерия вспомнил, как Кобзон ходил на переговоры с чеченскими боевиками, захватившими «Норд-Ост» в 2002 году. «У него частота пульса достигала двухсот ударов — бандиты же, убийцы», — напомнил кардиолог с мировым именем. И завершил свои слова о бесстрашии, свойственном Кобзону, печальной сентенцией: «Но все мы смертны».

В завершении отметим, что над созданием памятника, который следовало бы назвать мемориальным комплексом, работали скульптор Дмитрий Клавсуц, архитектор Денис Бобылев, коллектив строителей и проектировщиков.

«Это уже второй памятник, которые они делают. И они вниклись и понимают, в каком ракурсе его нужно сделать, как должны смотреть глаза, какая должна быть фигура. Лично мне очень нравится», — оценила их труд Нелли Кобзон.