«Рядом со стихией сложно существовать, а Саша была стихией» Поделиться
1 апреля в Москве скончалась актриса Александра Яковлева, которую зрители полюбили еще в 1979 году за самую ее первую роль в кино — стюардессу Тамары в «Экипаже» Александра Митты. В 2016-ом она снялась в своей последней роли и опять в «Экипаже», но уже у Николая Лебедева, сыграла совсем другую героиню — чиновницу по имени Тамара.
Мы поговорили с Николаем Лебедевым об их совместной работе и дружбе, о тяжелых последних днях всенародно любимой актрисы.
— Для вас было принципиально пригласить Александру Яковлеву в «Экипаж»?
— Дело совсем в другом. Я был потрясен ее ролью в «Экипаже» Александра Митты, как и миллионы других зрителей. Я влюбился в нее без памяти. Мне безумно интересно было поработать с Александрой. Очень хотелось встретиться. Мой «Экипаж» предоставил такую возможность. У нас сложились очень тесные человеческие отношения. Она стала важным и родным для меня человеком. Как любая крупная личность, Александра была очень сложным человеком. Она настоящая звезда. В ней было энергии через край. Ее невозможно было втиснуть в какие-то рамки. Она существовала по своим законам.
— Но это же был не свет далекой звезды?
— Ей можно было позвонить. И в два часа ночи, и в пять утра, и она сняла бы трубку. Я не, конечно, не пользовался этим, но ситуации бывали разные. Саша считала, что дружба – понятие круглосуточное. Иногда мы с ней ссорились, вступали в схватку. Но утром она звонила и спрашивала: «Лебедев! Ты что?» Я отвечал: «Ты же сказала…» А она в ответ: «Мало ли что я сказала». Она стоит особняком и как актриса, с которой интересно было работать, и как человек. Ее азарт, фантастическая энергия захватывали. Саша была подобна невероятной стремнине. А как она обходилась с собой, своей жизнью. Никогда не останавливалась, чтобы ни происходило. Саша невероятно ярко сверкнула на кинонебосклоне, а потом мгновенно ушла и не хотела возвращаться. Но что-то ее зацепило в возможности вернуться в кино с «Экипажем», И она не жалела об этом. Мне очень радостно, что она с большим интересом отнеслась к моей картине.
— Неужели не возникло барьера? Владимир Меньшов рассказывал, как ему предложили снять продолжение фильма «Москва слезам не верит», но он столкнулся с сопротивлением одной из актрис. Ей хотелось остаться в памяти молодой и прекрасной.
— У Александры Яковлевой ничего подобного не было. Ей было важно, чтобы ее героиня не появилась просто так на экране, чтобы потом не говорили; «Вот это та самая Яковлева, та самая Тамара». Она мечтала сыграла важную для истории фильма роль, пусть и небольшую. Саша очень точно работала, тщательно разбирала сценарий, выделяла то, что обязательно нужно сказать. Мы очень быстро снимали. У нее было всего два съемочных дня. И это был маленький эпизод в нашем большом и разном общении. Когда Саша заболела, она никому ничего не сказала. Я видел, что она изменилась, но не понимал, в чем дело. Потом уже она призналась, что врачи ей давали два-три месяца. Но она сказала: «Нетушки» и действительно сломала ситуацию, двигалась своим путем. Так никто ничего и не знал, пока Саша не пришла на телевизионную программу, где прямо во время съемки ей пришло в голову, что она об этом расскажет. Такой она была человек. Пришло в голову — тут же сказала. Она не жаловалась, но говорила о том, как важно поддерживать людей, попавших в такой ситуации. Саша же была государственным деятелем, занималась социальными вопросами в Калининградской области, помогала больным людям, поддерживала их, притом, что сама была в тяжелейшей ситуации. Знаю, как ей было тяжело, потому что мы постоянно общались. В последнее время договаривались о встрече, но она ее могла в последний момент отменить, если плохо себя чувствовала. Она не говорила, что ей плохо, но это было и так понятно. Ее дети очень Сашу поддерживали. Дочь Лиза постоянно металась между Москвой и Калининградом, Питером и Москвой. Кондрат тоже. Мои самые глубокие соболезнования семье. Для них это колоссальная потеря. Саша очень любила детей и внуков, была центром семьи и останется им. Такие люди просто так не уходят. Звезды не гаснут.
— В последнее время Александра жила в Москве?
— Она лечилась под Москвой. Ей помогал актерский фонд, которым руководят Евгений Миронов и Мария Миронова. Мы ночью списывались с Машей, и она рассказывала, что постоянно они были в контакте. Я попросил ребят помочь, и они очень поддерживали Александру, оплачивали лекарства, лечение. Благотворительность существует не для громких дел, а продолжается каждодневно, годами. Саша лечилась в подмосковной Малаховке. Но ее врачи находились в Питере, и она там продолжала лечение, потихоньку угасая. К ней уже никого не пускали.
— Удивительно, что не будучи прежде знакомыми, вы так сблизились во время совместной работы.
— Когда Саша снималась в Кишиневе, она жила у Светланы Крючковой. А это было по соседству от меня. Я сам из Молдавии. Она говорила: «Почему же мы тогда с тобой не встретились?». Но так случилось. Я очень люблю ее роли, дорожу ими. На мой взгляд, она одна из самых уникальных наших звезд. Что такое звезда? Их обычно пестуют. А Саша была предоставлена сама себе, при этом в самых разных ролях была абсолютно уникальной. Она оставила такой яркий след в кино! А ведь она 30 лет назад ушла из него. Но все равно ее забыть невозможно. Ее любят, обожают, ценят. Когда мы стали близко общаться, я не то, что забыл про ее роли. Я их забыть не мог. Это совсем другое. Неделю назад случайно включил телевизор и увидел ее в «Экипаже» Митты. Я не мог оторваться именно от нее. Картина замечательная. Настоящая классика. В жизни Саша была совершенно другая, непохожая на своих героинь, хотя говорили, что похожа. Нет! Я ее люблю такой, какая она в жизни была – пылкой, азартной, яростной, абсолютно неповторимой в каждом своем поступке, нежной и жесткой.
— Иначе, наверное, и не смогла бы заниматься чиновничьей работой? Она ведь работала в мэрии, управлении железной дороги, занималась административной работой.
— Она и в этом была особенная, отдельная, единственная. Одна! Ею никто не мог руководить — ни режиссеры, ни начальники. Она всегда действовала так, как чувствовала, как считала нужным. Есть сказочные персонажи, которых невозможно обуздать, заставить действовать по указке, согласно навязанным правилам. Вот она такой сказочный персонаж и есть, в реальной жизни всегда бросавший вызов. Даже когда не побеждала, все равно побеждала. Даже с этой болезнью. Ей же врачи отпустили краткий срок — два- три месяца.
— А получилось три года?
— Больше. Все началось в 2017 году. Она пять лет просто вырвала у смерти, благодаря своему упорству, целеустремленности, благодаря близким, которые очень ее поддерживали, тем людям, которые ей помогали. Но и они были с ней, потому что она совершенно необыкновенная. Звезда, она и есть звезда. Во всем.
— Грандиозно! А мне не довелось с ней встретиться.
— Саша была сложным человеком, иногда резким в общении. Может быть, столкнись вы с ней, и не обрадовались бы. В том-то и дело, что она такая личность, такая сила, настоящий атомный реактор. Рядом со стихией сложно существовать, а Саша была стихией.